Коровина Ирина
Познание окружающего мира на полисенсорной основе с детьми с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование полисенсорного обследования на занятиях по социально-бытовой ориентировке в детском саду для детей с нарушениями зрения.
У детей, даже с неглубокими нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, существуют трудности в восприятии окружающего мира. Дети часто путают предметы сходной конфигурации, испытывают затруднения при восприятии изображений без четкого контура или предметы, частично заслоненные другими объектами. Искажение полученной зрительной информации приводит к ограничению знаний об окружающем мире. Современные дети получают информацию часто в отрыве от реальных объектов, с помощью картинок, телепередач, мультфильмов. Возникает разрыв в представлениях детей между картинкой и реальным объектом. Это проявляется в таких высказываниях при рассматривании реальных объектов: «как петух» - видя настоящего живого петуха в зоопарке, например. «Как гвоздика» - при взгляде на натуральные цветы в вазе.
Публикация «Познание окружающего мира на полисенсорной основе с детьми с нарушениями зрения» размещена в разделах
Исследования тифлологов подтверждают, что эффективность психофизического развития ребенка с нарушением зрения проявляется значительно выше в конкретных, деятельностных ситуациях. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Познавая окружающие предметы, дети по-разному взаимодействуют с ними: ощупывают, поглаживают, надавливают, стучат, пробуют на вкус и т. п. Необходимо использовать эту особенность. Особенно это важно для детей с нарушениями зрения. Недостаточную зрительную информацию можно дополнять формообразующими движениями – обвести пальцем, рукой по контуру предмета на картинке, имитировать в ходьбе важные движения петушка или направления веток дерева поднятыми вверх руками.
Организуя специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения, необходимо активизировать такие психические образования, которые меньше страдают от недостатка зрения и находятся в сенситивном периоде своего развития – сохранные анализаторы. Для успешного формирования адекватных представлений об окружающем необходимо вызвать реакцию ребенка на комплексные раздражители, на создание связей между сохранными анализаторами: слуховым, двигательным, кожным, обонятельным и др.
Приведу в пример занятие, основанное на комплексной работе анализаторов.
Что мы знаем о хлебе.
(Социально-бытовая ориентировка для дошкольников старшего возраста)
Коррекционно-развивающие задачи: Уточнить и закрепить представления детей о видах хлеба, его приготовлении. Упражнять в зрительно-осязательном обследовании хлебобулочных изделий, в узнавании с помощью вкусовой и обонятельной чувствительности (по направляющим инструкциям и вопросам педагога). Учить описывать свои осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения. Соотносить реальные хлебобулочные изделия и их изображения. Вызвать интерес к занятию, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
- Моторно - зрительное обследование колосков, зерен пшеницы.
- Чтение украинской сказки «Колосок»
- Рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов
- Сравнение: мука, соль, сахар (на ощупь, по вкусу, зрительно, по запаху)
Материал: кусочки белого, черного хлеба, булочка, пряник, батон, половинка ржаного хлеба, изображения хлебобулочных изделий, мука пшеничная в мисочке, пластиковые ложечки.
Ход занятия:
На столе под полотенцем на блюде хлебобулочные изделия: половинка ржаного хлеба, батон, тульский пряник, булочка, кусочки черного и белого хлеба.
– Ребята, хотите узнать, что лежит под полотенцем? Но смотреть мы с вами не будем, угадать нам поможет нос. (Дети закрывают глаза. Педагог подносит к носу каждого ребенка кусочек ржаного хлеба).
- Узнали, что это? Чем пахнет? – дети отвечают, что пахнет хлебом.
- Да, дети, это хлеб. (Предложить детям открыть глаза). Посмотрите, что вы видите? (Педагог снимает полотенце с блюда). Дать детям возможность рассмотреть, потрогать изделия, назвать их.
- Вот это батон (еще раз показать). Повторите вместе со мной – «батон»!
- Это ржаной хлеб. Повторите вместе со мной «ржаной хлеб»!
- Дети, а где продается хлеб? – Правильно, в булочной.
- Посмотрите, у нас на доске витрина булочной разместилась (Педагог снимает платок с изображений хлеба с доски).
- Ребята, на блюде лежит батон, а где он на витрине нашей булочной? – предложить кому-либо из детей найти среди изображений батон. Аналогично дети соотносят изображение и реальные изделия (ржаной хлеб, пряник, булочка).
- Ребята, в нашей булочной есть хлеб, которого нет на блюде. Найдите и покажите его. (Педагог подзывает детей к доске. Дает возможность найти и показать каравай, сушки, крендель, сухарики).
- А теперь, ребята, возьмите по кусочку ражаного хлеба и потрогайте его, найдите корочку, нажмите на неё, погладьте. Что можно сказать о корочке?
(Педагог обобщает ответы детей. Корочка твердая, гладкая, коричневая.)
- А сейчас найдите мякиш (педагог показывает, нажмите на него, погладьте. Что можно сказать про мякиш, почему он так называется? – ответы детей. Можно предложить понюхать корочку и мякиш, Мякиш более ароматный.
- Ребята, а из чего делают хлеб? – из муки – отвечают дети. Педагог предлагает детям мисочку с мукой. Дети трогают муку, называют её цвет. Педагог обобщает ответы – мука белая, мягкая, рассыпается - рассыпчатая, очень мелкая. Педагог предлагает детям попробовать муку на вкус и определить, какого она вкуса. Дает возможность детям высказать свое мнение - мука без вкуса.
- Ребята, подумайте, что можно добавить в хлеб, чтобы получилась вкусная булочка или ароматный пряник? Если дети не могут догадаться, предложить подумать, что слаще: булочка или батон, и где больше сахара. И есть ли в ржаном хлебе сахар. Дать возможность детям высказаться, обобщить – в хлеб добавляют соль и сахар.
- Ребята, а в пряники добавляют еще и мёд. (Педагог обращает внимание детей, что пряники по запаху ароматные, сладкие)
Минутка релаксации: Чтобы приготовить такой вкусный хлеб, пекари добавляют в муку воду, дрожжи, соль, сахар. Сейчас мы с вами превращаемся в пекарей!
-Правой рукой насыпьте муку - (движения рукой)
-Левой рукой – налейте воду - (движения другой рукой)
- Посолите, насыпьте сахар - (движения пальцами)
- Добавьте дрожжи и размешайте – (движения руками)
- А теперь слепите булочки - (движения ладонями).
- Закройте глаза. Представьте, какой румяный и ароматный хлеб у вас получился.
- А сейчас давайте попробуем узнать по вкусу, кусочек какого изделия я вам предложу. (Дети по очереди закрывают глаза и пробуют кусочки белого, черного хлеба, пряника. Определяют изделие по вкусу и объясняют, как узнали: «Это ржаной хлеб, он солоноватый по вкусу. Это - булочка – она сладкая, это пряник – он сладкий и пахнет мёдом»). Игра проводится 2-3 раза, чтобы дать детям возможность сравнить вкусовые качества разных изделий.
- Ребята понравилось вам занятие. Что вам больше всего понравилось? А что нового вы сегодня узнали? Труд хлеборобов и пекарей почетный и нужный.