Галина Орликова
«Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения.
___
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития и коррекции, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка.
Публикация «„Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения“» размещена в разделах
Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью детей.
Для детей с нарушениями зрения прогулки имеют свою специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевых, подвижных игр и самостоятельной деятельности детей, проводится и большая индивидуальная коррекционная работа. В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т. к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны. Кроме того, обязательна и работа по развитию речи, т. к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи.
Наблюдения и экскурсии.
Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.
Кроме того, основы экологической культуры нужно закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.
Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений. На прогулке ребята с удовольствием следят за птицами, игрой собак, кошек, за быстро двигающимися облаками и т. д. Причина привлекательности – динамичность, мгновенная смена образов.
Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные изменения (явления) природы, рост и развитие растений и животных.
Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:
• нахождение одинаковых объектов в окружающей природе;
• нахождение различий в растениях, животных, окружающих предметах;
• игры на классификацию (цвет, форма, величина);
• слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т. д.)
• рассматривание растений, насекомых, птиц (после чего необходимо перевести взгляд в бесконечность наших просторов – небо, деревья, другие удаленные предметы).
Детское экспериментирование.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;
• поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Существует три взаимосвязанных направления работы:
1. Живая природа
2. Неживая природа.
3. Человек.
Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.
1. Слух:
– учимся определять происхождение звука или шума;
– выявляем причину возникновения звука:
– передача звука на расстоянии, причины его ослабления и усиления.
2. Обоняние:
– определяем по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т. д.).
3. Осязание:
– горячий – холодный:
– сухой – мокрый:
– твердый – мягкий:
– тонкий – толстый и т. д.
Труд в природе.
Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.
Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости. В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.
Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда.
Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.
Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.
В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. На ее основе развиваются остальные виды игр. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни страны.
В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка. При этом важно обеспечить благоприятные условия для комфортного ощущения ребенка в игре: достаточную эмоциональную насыщенность, активность, разнообразное двигательное содержание, чередование игр большой активности с играми более спокойными.
Коррекционная работа:
• наблюдения за деятельностью взрослых;
• проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
• объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
• слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
• отображение увиденного в игре;
• использование предметов-заместителей;
• преодоление недостатков развития личности.
Подвижная игра.
Красота природы, чистый свежий воздух, солнце – все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.
Подвижная игра одно из основных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Для детей с нарушениями зрения игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
• хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
• выполнение заданий по отношению к своему телу;
• ходьба и бег змейкой, между предметами;
• перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель.
Диплоптика – выработка стереоскопического видения.
• бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
• нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т. д. – развитие поисковой функции глаза;
• бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции.
• Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки.
Стереоптика – восприятие в трехмерном пространстве.
Рекомендуемые игры:
• кольцебросы;
• “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
• “Надень кольцо на стержень”;
• “Поймай рыбку”;
• серсо, кегли, бадминтон.
Индивидуальная работа на прогулке.
Индивидуальная работа на прогулке включает в себя как коррекционную работу, так и работу по любому разделу программы :
• с целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
• с целью выработки резерва аккомодации рекомендуется игра “Далеко-близко”;
• с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т. д.
• с целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
• с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
• с целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.
Окружающая природа благотворно влияет на наше зрение :
• вглядываясь в синеву неба, создается ощущение покоя, проясняется ум;
• зеленый цвет снимает напряжение и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора;
• солнце дает глазам живость, блеск, усиление зрительной функции;
• игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
• рассматривание солнца через разноцветное толстое стекло.
Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз.
Самостоятельная деятельность детей.
Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т. д. Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.