МААМ-картинки

Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»

Оксана Пелих
Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи: Уточнить знания детей о характерных признаках зимы, о жизни животных, состоянии растений, птиц зимой. Формировать представление о том, как изменился труд людей зимой. Рассказать о зимних явлениях природы : метель, вьюга, пурга. Упражнять в подборе определений к существительным. Активизировать словарь. Закрепить умение любоваться красотой зимней природы, общую моторику. Воспитывать интерес и любовь к природе, внимание, усидчивость.

Словарь: мороз, лепить, санки, снежная крепость, дружно, весело.

Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира, Беседа „Зимушка-зима, Зимние забавы“» размещена в разделах

Материал и оборудование: картинки с изображением зимней природы, зимние забавы, презентация.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

1. Организационный момент.

В-ль: Ребята, мы живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью.

II.Основная часть.

В-ль: А, сколько всего времён года?

Дети: четыре: зима, весна, лето, осень.

В-ль: Отгадайте загадку, о каком времени года идёт речь.

Загадка.

Снег на полях,

Реки во льдах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

В-ль: Читаю стихотворение «Вы узнаёте зиму.

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

В-ль: По каким признакам вы узнали зиму?

Дети: Снег, лёд, иней, пурга, позёмка, снегопад, мороз, вьюга, сугробы, гололёд.

В-ль: Чем радует нас зима, мы сегодня постараемся разобраться в этом.

В-ль: Как изменилась природа зимой?

Сравните с природой осенью. Какая погода осенью, а какая зимой?

-Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег.

-В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры. Эти узоры нарисовал невидимый художник. А зовут его «мороз». Он приходит в дома ночью, когда все спят и начинает свою работу, а утром люди просыпаются и радуются рисункам на окнах. Узоры на окнах нарисованы не красками, а льдом. Прикоснёшься к нему пальцем и лёд тает.

В-ль: Часто зимой идет снег. Белые красивые снежинки падают на землю и покрывают все вокруг красивым белым покрывалом.

В-ль: Смотри какими красивыми бывают снежинки, если посмотреть на них близко-близко!

В-ль: Снег на самом деле –это замерзший дождик. Просто зимой так холодно, что капельки воды, которые падают с неба – замерзают и превращаются в снежинки. В-ль: Зимой замерзает не только дождик. Если на улице мороз – любая вода замерзает и превращается в лед.

В-ль: А, кто знает, почему снег хрустит под ногами?

-Он хрустит, потому что под тяжестью наших ног ломаются звёздочки и лучи на снежинках. Куда не посмотришь зимой, всё кругом бело.

В-ль: Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась?

В-ль: Как зимуют растения, что происходит с деревьями?

-Деревья и кусты спят, стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

В-ль: Как вы думаете, снег приносит пользу?

Дети: Да, приносит.

В – ль: Мы знаем, что большое количество снега, выпавшего на землю, может привести вред: машинам, пешеходам трудно идти, погибнут растения. Но снег, ребята, может приносить пользу. Чтобы росли деревья, кустарники, цветы, которые остались зимовать в земле, необходимо вода. Откуда берётся вода? Она поступает в землю с дождём, тающим снегом, потом просачивается сквозь поверхность земли и так поступает ко всему живому. Снег не просто падает на деревья, травку и цветы. Он служит им одеялом. Он укрыл их, и им стало тепло, ни, какой мороз и стужа не страшен. А с наступлением весны, этот снег растает и получится вода, которая нужна для орошения полей.

В-ль: Почему мы не встречаем насекомых?

-Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

В-ль: Почему мало птиц?

-С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц, вешают кормушки, помогают им выжить в холодное время года. Давайте насыпим корма в кормушки птицам.

Физминутка.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках,

Всем хватило зёрнышек.

В-ль: Как живут звери в лесу?

-По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, накопив за лето и осень слой жира в теле, спит в берлоге.

В-ль: Как изменился труд людей?

-Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины.

В-ль: Долго длится зима, целых три месяца. Мудрый народ дал каждому месяцу своё определение. Давайте вместе подумаем и объясним значение пословиц.

-Декабрь – стеденец.

-Январь – году начало, зиме середина.

-Февраль – ветродуй, бокогрей, вьюговей.

Декабрь - Студенец, потому что стужа и холод становятся долгими спутниками погоды. Смотри, сколько выпало снега! Снег белый, пушистый и еще липкий, можно лепить снежки. Вот-вот и настанут морозы, станет еще холодней. А вот улицы весело играют нарядными огоньками. У всех праздничное настроение, скоро новый год!

Декабрь снежный месяц. Что ни день, то снегопад. А сколько всего можно сделать во дворе. Можно слепить снежную бабу, можно построить крепость из снега, а можно залить водой лед и кататься на коньках. Только временами в декабре могут наступать оттепели, и снег становится мокрым и липким, но бывают и крепкие морозы. И, главное, все ближе Новый Год!

Январь - Просинец, потому что январские дни наполнены солнцем. Ударили морозы. Теперь долго на улице не пробудешь, вон какой нос красный! Зато зимнее солнце ярко светит в чистом голубом небе, но складывается ощущение, что от этого еще морозней.

Здравствуй Новый Год! Праздничное настроение! Ёлка, дед мороз со Снегурочкой и подарки! А еще трескучий мороз. В январе морозы, особенно, сильные и долго не погуляешь, зато, как краснеют щеки при катании с горки. И еще можно играть в снежки. правда, чем становится холодней, тем снег не такой липкий, но тогда можно кататься на лыжах.

Февраль - Бокогрей, потому что еще слабое солнце начинает пригревать щеки. Все дольше солнце задерживается на небосклоне. Чувствуешь! Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февральского солнца. А вот и послышался стук капели - это сосульки заслезились водой, разогретые лучами пригревающего солнца. Еще немного и наступит праздник Масленицы. А вслед - придет весна!

Веселые сосульки переливаются в ярких солнечных лучах. Значит, скоро весна! А пока еще холодно и случаются морозы. 23 февраля не забываем поздравить своих пап с мужским праздником. А в самом конце месяца наступает масленица. Мамы пекут блины, и все мы с удовольствием их едим.

В-ль: Зимой очень холодно! Люди одевают очень теплую одежду – теплые куртки, шубы, шапки, теплые сапоги и обязательно – варежки или перчатки – чтобы не замерзали руки.

В-ль: Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер?

-Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая.

В-ль: А, какие проказы зимы вы наблюдали?

Чем удивила вас зима?

Зима – это волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме много прекрасных произведений. Где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку.

В-ль: Нравится ли вам зима? Чем?

Дети: Дети перечисляют зимние забавы.

Детям зимой очень весело! Зимой можно кататься на санках, на лыжах и коньках, играть в хоккей, играть в снежки, лепить снеговика и снежную бабу, съезжать вниз по ледяной горке, строить крепости из снега. Чтобы построить снежную крепость, сначала нужно слепить маленькие комочки, потом покатать их по снегу и получается большой снежный ком. А, если поставить рядом несколько таких снежных и получится снежная крепость. Как интересно смотреть друг на друга через стенки ледяной крепости, которую легко сделать снежной, только нужно облить водой её. Тогда крепость станет твёрдой и прозрачной.

В-ль: И еще только зимой дети празднуют самый любимый зимний праздник – Новый год!

-В Новый год все веселятся и играют возле красивой елки!

-В Новый год к деткам приходят Дед Мороз и его внучка – Снегурочка!

-У Деда Мороза за спиной всегда большой мешок с подарками! Он – волшебный – в нем найдутся подарки для всех детей на свете!

-Целый год Дедушка Мороз готовит подарки, чтобы в Новый год подарить их детям!

-Очень любят ребята сбивать сосульки с крыш.

В-ль: Знаете ребята, что такое сосульки и как получаются они?

В-ль: Зимой на крыше домов можно увидеть ледяные сосульки – это замерзшая вода, которая не успела стечь на землю.

-Когда пригреет солнышко, снег на крыше начинает таить, капать с крыш, а потом, когда станет холодно, водичка, которая капала с крыш, превратится в сосульку. Сосульки бывают разные: большие и маленькие.

В-ль: Давайте придумаем красивые слова – определения к слову «зима».

Дети: Волшебница, кудесница, кружевница, красавица.

В-ль: Про зиму написано много книг, художники пишут картины.

III. Заключительная часть.

Итог.

В-ль: Предлагаю вам на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года.

Список использованной литературы:

1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе «Из прошлого ложки» Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Из прошлого ложки». Цель: познакомить ребят с кухонной.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Откуда сыр пришел?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад с. Репец Конспект проведения занятия по формированию целостной картины.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию «Автобус едет по городу» Воспитатель: Сейдылдаева Дамира Осеевна г. Москва Цель: 1. формировать знание детей о различиях между городом и деревней, о видах транспорта.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Комнатные растения» Образовательная область: познавательное развитие Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная. Цель: развивать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе.Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе. Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» Задачи: 1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Черное море» Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Черное море». Интеграция образовательных.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Обувь» .

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Луговые цветы» Задачи: Расширение представлений детей о родной стране, формирование интереса к «малой родине»; формирование понятия о том, что в природе.

Познание (формирование целостной картины мира) Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала) Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Звери зимой» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация Задачи: 1. Учить детей трансформировать окружающее пространство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»
Опубликовано: 12 января 2016 в 22:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пелих (УИ 230653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД