Татьяна Никитина
Конспект занятия «Поздняя осень» для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Поздняя осень
Цель. Создать условия включения в деятельность детей с разной степени нарушения зрения на материале лексического зрения «Поздняя осень».
Задачи. Обобщить представления детей о природе родного края в осенний период. Воспитывать безбрежное отношения к окружающей среде экстатическое восприятие природы. Развивать понимание причинно-следственных связей в явлениях природы и умения узнавать предметы и явления по заданному признаку. Учить применять полученные знания в речном общении. Совершенствовать зрительное, слуховое и тактильное – двигательное восприятие как способы прозвания объектов и явление окружающего мира. Развивать мелкую моторику т творческие способности детей.
Публикация «Конспект занятия „Поздняя осень“ для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Материалы и оборудование. Картинки с изображением лиственного, хвойного и смешенного леса, муравьи, кукушки, зайца, белки, медведя; план - карта леса; смеха полёта перелётных птиц; мешочек с шишками, грибами и желудями; семена растений; аудиозапись «Времена года» А. Вивальди («осень»).
Ход занятий.
Воспитатель спрашивает, любят ли дети лес, рассказывает, что любят хвойный лес, и просит детей найти его изображение на картинках. Затем задаёт вопрос, каким ещё бывает лес. (Лиственным и смешанным.) Дети находят нужные картинки и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Сегодня тетушка. Осень последний раз в этом в этом году приглашает нас прогуляться по осеннему лесу, а для этого она прислала карту (фото 1)
(рассказывают карту леса.)
В этом лесу есть и хвойные деревья, и лиственные. Значит, это какой лес? (Смешанный.) Тропинок в лесу очень много, и, чтобы не сбиться с пути, мы будем проводить тропинки фломастером на карте. Вы готовы отправиться в путь? Тогда будете очень внимательны. Чтобы узнать, куда нам двигаться, нужна отгадать загадку.
Загадка 1.
Русская красавица стоит
На поляне
В белом сарафане. (Б. Берёза.)
(Воспитатель предлагает ребёнку с ЗПР найти на карте нужное дерево и провести фломастером дорожку к нему.)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, деревья готовится к зиме? (Да. Деревья сбрасывают листья.) А почему они сбрасывают листья перед зимой? (Если бы этого не происходило, то под тяжестью снега, который бы лежал на листьях деревьев, сломались бы все веточки.)
Загадка 2.
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (Белка)
Воспитатель. Давайте проведём дорожку к белке.
(дети проводят дорожку к карте к белки; см фото 1.)
Воспитатель. А белка готовится к зиме? (Да. Она меняет свой мех) Белка осенью линяет : рыжая шёрстка выпадает и на неё места вырастает новая, серая. Серый цвет делает белку незаметной для хищников: сов, ястребов, куниц и лис.
А ещё белка готовит запасы на зиму. У меня есть Белкин мешочек. Хотитете узнать, что в нём? (Да)
(Проводится дидактическая игра на восприятие «Чудесный мешочек» : дети на ощупь пытаются определить что в мешочке – грибы, шишки и жёлуди)
Загадка 3.
Много бед таят леса
Там медведь, волк и леса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
Кто это? (Заяц)
Воспитатель. Зайцы готовится к зиме? (Да) Ещё в сентябре они начинают менять шубку на белую, которая поможет быть незаметными на снегу. Быстрые ноги, умения прятаться и запутывать следы поможет зайцам перезимовать.
Загадка 4.
Этот маленький зверёк –
Колючий вдаль и поперёк.
Лишь животик гладить можно.
Его узнать совсем не сложно.
(Ёж)
А как ёж готовится к зиме? Осенью для ежей мало добычи: попрятались в землю черви, трудно находить жуков и лягушек. Запасов на зиму, как белка, он не делает. Он старается много есть осенью, чтобы накопить жир, А потом спит всю зиму на тёплой подстилки. Чтобы её приготовить он катается на траве и накалывает на свои иголки осенние листья, а потом несёт их в свою норку.
Дети
Загадка 5.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (Медведь)
(Дети ведут на карте дорожку к медведю)
Дидактическая игра «Да или нет»
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают да лили нет.
Медведь готовится к зиме? (Да)
Осенью он ест что находит? (Да)
Медведь меняет свою шубку? (Нет)
Он боится зайца? (Нет)
Медведь прячется в снегу? (Нет)
Он готовит запасы на зиму? (Нет)
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть? (Нет)
Медведь зимой спит? (Да)
Он спит под кустиком? (Нет)
Воспитатель. А что же медведь делает поздней осенью? Он накапливает к зимней спячке жир, поэтому ест всё что найдё т: Рыбу, орехи, корешки растений, ягоды, стебли. Ещё он готовит берлогу – утепляет её мхом, ветками елей, опавшими листьями и хворостом. А потом залетает в берлогу и засыпает.
Загадка 6.
В лесу живёт,
Гнезда не вьёт,
По лесу летает.
Чужих деток считает. (Кукушка)
(Дети проводят на карте дорожку к кукушке.)
Как вы думаете, ребята, кукушка готовится к зиме? (Нет) Уже давно кукушка не кукует, потому что она перелётная птица и в конце лета улетает от нас в тёплые края. Каких ещё перелётных птиц нашего края вы знаете? (Грачи, ласточки, утки, журавли, трясогузки, скворцы, дрозды) Большинство перелётных птиц, летит своей стаей в форме клина, или, как ещё называют, косяка. Самый красивый и правильный клин у журавлей. Шеренгой, крылом к крылу летят гуси и цапли. Утки вытраиваются в линию друг за другом. Скворцы,дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей.
(Воспитатель показывает схемы полёта птиц и просит детей представить себя перелётными птицами и «полетели – проводится физкультминутка)
Воспитатель.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Сейчас поздняя осень. Совсем скоро наступит зима. Послушайте, как она идёт к нам.
(аудиозапись «Времена года «, «Осень», А. Вивальди.)
Загадка 7.
Он работник настоящий –
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)
(Дети проводят на карте дорожку к муравью)
Как вы думаете, ребята муравьи готовится к зиме? (Да) Всё лето муравьи делают запасы, которые в основном состоит из семян растений, почек, цветов, мягких зелёных стеблей. Они достаточно долго сохраняются и обладают высокой питательностью. Муравьи складывают из в хранилища,которые находятся глубоко в земле. На зиму закрывают все входы в муравейник сухой травой и разными отходами.
Осень – щедрая пора. Для всех у ней найдутся подарки. И для вас Осень что-то приготовила. Это семена растений и плодов. Давайте сделаем из них коврики для осени!
(Воспитатель спрашивает, знакомы ли детям приготовленные семена, и называет не знакомым)
Самостоятельная деятельность
«Ковёр для Осени».
Воспитатель. Мы прошли по лесной тропе и пополнили свои знания о природе родного края. Давайте объединим наши осенние коврики в один большой ковёр и полюбуемся его красотой.
(дети объединяют свои работы фото 3.)
Воспитатель. Осени очень понравится такой красивый ковёр! Она приготовила для вас угощение. (Угощает детей фруктами)