Ирина Петухова
Поэтический образ природы в детском рисунке
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Так, представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Публикация «Поэтический образ природы в детском рисунке» размещена в разделах
Следовательно, "изобразительная деятельность", или. другими словами, рисование- это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование- это не только забава, но и творческий труд.
Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описание одного конкретного образа в конкретно ситуации или несложного явления природы. Восприятие стиха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе.
Воспитатель, подготавливая детей к первым занятиям рисованием на темы стихов, обращает внимание на те поэтические моменты, которые можно увидеть при наблюдении. Четырехлетних детей уже можно обучать восприятию поэтических образов, от непосредственных наблюдений вести к пониманию изобразительного смысла поэтических строк. С этой целью нужно подбирать иллюстрации, точно соответствующие данному произведению.
Для работы с детьми этого возраста трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.
Нарисовать различные картины природы детям этого возраста помогают произведения А. Плещеева "Травка зеленеет", С. Маршака "Дождь", И. Бунина "Крупный дождь" и др. Их содержание легко переносится в рисунок, образы, представленные в них, знакомы детям. Некоторые стихи помогают находить изобразительные средства для передачи особенностей растительного мира, а произведения, способствующие выявлению эмоционально- содержательной стороны образа, формированию ярких представлений, воображения, используются на занятиях сюжетного характера.
Дети любят такие занятия, они часто обращаются к педагогу с вопросом: " А когда мы еще будем рисовать по стихотворению?"
Внимание воспитателя к детским рисункам побуждает ребят самостоятельно в свободное время изображать природу, в работы по замыслу включать сюжеты знакомых строк.
Каждое художественное направление имеет свой предмет изображения создает свой набор выразительных средств. Ребенок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] /Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1986. -224 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. - М. : Просвещение. 1967.
3. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст]. - М. : Просвещение, 1985.
4. Комарова, Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе [Текст]/ Т. С. Комарова, Л. И. Иванова, О. Ю. Зарянова. - М: Педагогическое общество, 1999.
5. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта[Текст]- М. : Педагогика, 1981.