Галина Дякун
«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов и экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Публикация «„Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов и экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как сопереживание. В современной психологии эмпатией называют способность человека на бессознательном уровне понимать чувства и мысли собеседника, сопереживать ему, уметь видеть ситуацию с точки зрения другого человека, воспринимать его эмоциональное состояние, уверенность в себе, коммуникабельность.)
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в практической деятельности.
Интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой. С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи.
Например, (на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта :) дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
В связи с важностью деятельного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которая строится на принципе доступности, новизны. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.
В уголке имеется основное оборудование. Приборы помощники :
- увеличительное стекло, весы (безмен, песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;
* природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья и т. д.
* бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.
*технические материал конструктора и т. д
* разные виды бумаги: наждачная, копировальная и др.
прочие материалы: зеркальца, воздушные шары и т. д.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе мы используем игрушки-символы "Фиксики", которые делали первые открытия вместе с детьми.
Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок- сухой и мокрый, Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая.
В январе было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.)
На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит и добивается конкретных результатов. При планировании работы по организации детского экспериментирования, мы учитываем то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка.
Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.
С родителями использую следующие формы работы:
- Досуговые мероприятия (соревнования, праздников, участие родителей в выставках);
-Познавательные (проведение собраний, консультаций, оформление папок-передвижек, информационных листов)
- Родительские собрания:
«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье».
Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности,
- Лекторий для родителей.
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка».
Цель: ознакомление родителей с методами работы по разделу «Детское экспериментирование»
«Проведение экспериментов летом»
Цель: рекомендации родителям по экспериментальной деятельности ребенка в приобщении с родителями обращаю внимание на то, чтобы они поощряли любопытство детей, которое порождает потребность в новых впечатлениях, Любознательность: она порождает потребность в исследовании, предоставляли возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Проводили анкетирование родителей, целью данной анкеты было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников методические рекомендации»/Под общ. Ред. Л. Н Прохоровой. — M. :АРКТИ2003-64 с. }.
Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов(1, 2 и 3) изучала мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.
Вторая группа 1вопросов(4 и 5)исследовала условия совместного детского - родительского эксперимента.
В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо, поддержка.
Вывод:
Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет :
- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ожидаемый результат:
повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов,
предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;
формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.)
Перспектива
Темы занятий - экспериментов будут усложнятся по содержанию, задачам, способам проведения в соответствии с возрастными особенностями детей.