Галина Александровна Васюкова
Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать
И. Г. Песталоцци»
В современных условиях на фоне возрастающих требований к качеству образования и профессиональному уровню педагогов. Возникла задача:
- создать активные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.
Публикация «Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Воспитатель - ключевая фигура дошкольной образовательной организации. От его действий в значительной степени зависят жизнь и здоровье ребенка, эмоциональное благополучие, динамика развития всех психических процессов и личностных качеств, а в дальнейшем успешность обучения в школе.
Огромное значение в этой ситуации имеет методическая работа, проводимая в ДОУ, которая является действующей силой в повышении профессиональной компетентности воспитателей, помогая им осваивать современные достижения науки и практики, поддерживать инициативу и активность. Она ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.
В МДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» своя система повышения квалификации педагогов ДОУ через самообразование и разные формы методической работы :
- групповые (педагогические советы, консультации, семинары – практикумы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм);
- индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество).
Важным при этом является подбор эффективных методов и форм методической работы. Одной из таких форм в нашей ДОО стал семинар – практикум. Опыт проведения рассмотрим на конкретном примере. Перед началом работы в ДОУ выявлена неоднородность кадрового состава, а именно образовательный диапазон педагогов:
- педагоги с высшим профессиональным образованием – 35%;
- педагоги со средним профессиональным образованием – 65%; а так же отличающихся профессиональными и личностными интересами.
Основной формой работы стал постоянно действующий семинар – практикум «Мотивация к самосовершенствованию и профессиональном у росту, самореализации», в рамках которого реализуются различные активные и интерактивные методы повышения профессиональной компетентности воспитателей, что позволяет поднять работу с педагогическим кадрами в ДОУ на новый уровень. Деятельность семинара – практикума заключается в совместном активном поиске новых подходов к работе с детьми, родителями, представителями других социальных структур, а так же в развитии творческого потенциала педагогов, их энтузиазма и инициативы.
Любой семинар – практикум у нас начинается с настроя на работу, поэтому в начале воспитателям предлагается интеллектуальная разминка, например: передаю «Дерево успеха», каждый из участников семинара – практикума по очереди или старший по группе заканчивает фразу: «Здравствуйте, меня зовут Г. А. Васюкова, сегодня замечательный день, потому что я встречаюсь с коллегами и могу сформировать представление об игровых методах и приемах, которые способствуют адаптации и социализации дошкольников, или «Собери фразу» - педагоги получают лист цветной бумаги с изображенными на нем буквами. Педагоги вырезают буквы, собирают из них слова и составляют фразу «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага» и др. Интеллектуальная разминка помогает участникам снять эмоциональное и физическое напряжение, способствует положительному и эмоциональному настрою. Далее воспитатели получают задание разработать интересные дошкольникам формы деятельности по развитию «Культуры речи». основной метод работы – «Собирание идей». Данный метод интересен тем, что позволяет в дискуссионном режиме обсудить имеющуюся проблему. Разворачивающаяся дискуссия позволяет воспитателям глубже проникнуть в суть проблемы, ее актуальность, обсудить соответствие представлений реальной действительности. В этом заключается основное преимущество метода «Собирание идей». Для развития культуры речи у воспитанников, педагогами были предложены доступные и интересные формы деятельности :
- «Путешествие по карте»;
- «Путешествие по реке времени»;
- «Детское исследование, экспериментирование»;
- «Коллекционирование»;
- «Практический метод «Сопере»;
- «Волшебные странички»;
- «Волшебный ковер»;
- «Игра – ситуация «Вот такая карусель»;
- «Подбери рифму»;
- «Игра – ситуация «Превращалки»;
- «Су-Джок терапия в логопедической работе»;
- «Музыкальная логоритмика»;
- «Театрализованная деятельность» и др.
Для того что бы оценить, на сколько данные формы деятельности оказались интересными в работе с детьми, педагогам предложено заполнить таблицу
Оценка работы по предложенным педагогами форм деятельности по развитию «Культуры речи»
Тема занятия
Возрастная группа
Результаты, которые были достигнуты на занятии детьми
Что получилось на занятии
Трудности, с которыми столкнулся воспитатель
Предложения
Основная цель заполнения – развитие рефлексивных способностей. Мотивации опыта, структурирование знаний.
Следующим этапом работы может быть разработка мини – проекта «Структура интерактивного занятия». Цель этого задания – развитие прогностических, творческих, коммуникативных умения, инициативности. Каждая группа должна разработать и обсудить на сколько она эффективна. Приведу пример структуры интерактивного занятия, разработанные воспитателями ДОУ.
Пример структуры интерактивного занятия
Занятие
Тема___
Для детей ___группы
Ожидаемые результаты
Дети смогут: (называть, выбирать, отвечать, проявлять, определять, отличать, отмечать, выделять, сравнивать, оценивать, приводить примеры, рассказывать, предложить, описать, высказать, составить и др.)
Для занятия нужно: (перечисляются все материалы, включая раздаточные)
Ход занятия
Введение
Основная интерактивная часть
Обратная связь (вопросы к детям)
• «Приведите примеры…»;
• «О чем вы подумали в момент, когда….»;
• «Как вы поступите в следующий раз в подобной ситуации?»;
• «Какую пользу приносит это животное или труд конкретного человека?»
• «как я могу поступить в подобной ситуации?»;
• «Что оказалось для вас новым, полезным, знакомым?»;
• «Поднимите руки те, кто считает…»
(Это примерные вопросы, не привязанные конкретной теме занятия, которые может задать воспитатель детям)
Завершается семинар – практикум рефлексией. Воспитателям предлагается продолжить предложение: например, «После занятия….я чувствую…., я знаю…., я умею…», или используя «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки – кружки (красного, зеленого и желтого цвета)
«красное» - «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать… и улучшить….»;
«желтое» - «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;
«зеленое» - «Жалею, что приняла участие в семинаре».
Игра «Прямой эфир». Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному развитию речи. и др.
Опыт организации и проведения семинара – практикума позволяет сделать вывод, что данная форма методической работы является эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Использование различных видов творческих заданий и упражнений формирует сплоченность коллектива, позволяет воспитателям снять психологическое напряжение, шире использовать активные и интерактивные технологии в работе с детьми, родителями, социумом.
Темы семинара – практикума могут быть самыми разными. В текущем году в ДОУ были проведены следующие семинары – практикумы :
«Доступные и интересные дошкольникам формы деятельности при организации НОД педагогами для развития культуры речи»
«Значение подвижных игр для физического развития ребенка»
«Развитие творчества ребенка в процессе рисования»
«Как адаптировать ребенка к условиям детского сада» (с родителями)
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению и развитию речи «Дочки, сыночки, мамочки»
«Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим»!