Светлана Десятова
К вопросу о профессиональной компетентности воспитателя ДОО
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
В Российской Федерации предполагается непрерывное профессиональное образование педагога, о чем сказано в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации. Методическая работа является основным этапом становления профессиональной компетентности педагогов.
Во ФГОС ДО содержатся главные требования к кадровой компетентности педагогов и к основной образовательной программе ДО [1].
Публикация «К вопросу о профессиональной компетентности воспитателя ДОО» размещена в разделах
В настоящее время к образовательным итогам задаются новые требования. Для их достижения требуется создание нового педагогического инструментария. Следовательно, для ее реализации следует не только пересмотреть всю педагогическую систему, но и преобразовать всю систему своей деятельности, научиться планировать занятие (проблема – задача – результат).
На сегодняшний день выявляется не соответствие воспитателей требованиям ФГОС ДО. Овладение воспитателем основными компетенциями, обеспечивающими условия развития детей выходит на первый план в соответствии с ФГОС ДО, что в практике работы детских садов делает методическую работу наиболее востребованной для повышения профессиональной компетенции педагогических работников [2].
Отсюда следует, что, в рамках методической работы требуется применение современных методов и форм, подразумевающих включение педагогов в поиск креативных решений педагогических задач, актуализацию имеющего педагогического опыта и др.
С переходом на ФГОС ДО встает вопрос об оценки деятельности педагогического работника, что в свою очередь предусматривает профессиональную компетентность [3].
Ценность методической работы обуславливается следующими факторами: нахождение индивидуального подхода в работе с каждым педагогом, учет накопившихся трудностей и нахождение их решений в работе с педагогическим коллективом.
В условиях реализации ФГОС ДО увеличение уровня компетентности педагогов ДОО возможна если:
1. Используются современные методы работы ДОО (кейс задания, мозговой штурм и т. д.)
2. Создана система работы по стимулированию саморазвития и самообучению педагогов.
Исходя из проведенного мной анализа «Матрицы функций» я сделала общую таблицу ответов по образовательным областям (Таблица 1.).
Таблица 1.
Анализ данных «Матрицы функций»
№ п/п Образовательные области в соответствии с ФГОС Итого баллов
физическое развитие художественно-эстетическое развитие речевое развитие познавательное развитие социально-коммуникативное развитие
1 39 34 35 24 18 150
2 30 36 22 33 29 150
3 37 24 20 29 40 150
4 49 32 19 20 30 150
5 36 33 30 25 26 150
6 24 30 40 32 24 150
7 35 29 28 25 33 150
8 32 39 21 28 30 150
9 38 35 27 13 37 150
10 33 31 30 21 35 150
11 34 32 26 27 31 150
12 40 37 19 30 24 150
13 37 34 25 31 23 150
14 39 29 24 30 28 150
15 30 45 27 23 25 150
16 29 36 27 30 28 150
17 36 34 30 26 24 150
18 29 30 32 21 38 150
19 34 28 23 29 36 150
20 36 27 27 30 30 150
ИТОГО: 697 655 532 527 589 3000
Из данных Таблицы 1 мы смогли посчитать процентное соотношение каждой образовательной области в педагогическом процессе (Рисунок 1)
Рисунок 1
По данным данного графика, мы видим, что наибольшее количество процентов, а именно имеет образовательная область - физическое развитие (34,85%, на втором месте – художественно-эстетическое развитие (32,75%, на третьем месте социально-коммуникативное развитие (29,45%, на четвертом месте речевое развитие (26,6%, и на пятом – познание (26,35%).
Таким образом, в данной дошкольной образовательной организации, наиболее успешно реализуется физическое развитие, что ведет к укреплению здоровья детей. Наименее успешно реализуются речевое развитие и познание. Это происходит из – за нехватки опыта в данных областях.
Выявив данные проблемы по образовательным областям, мы планируем беседу с каждым педагогом. Рассматриваются два варианта бесед:
1. Подразумевает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. набравших наименьшее количество баллов. В связи с этим, мы предлагаем выбрать соответствующую тему для самообразования на ближайший период.
2. Подразумевает работу с функцией набравшей наибольший результат, то есть с областью, с которой педагог справляется в совершенстве и у него накоплен определенный багаж знаний. Мы предлагаем данным работникам по своей отрасли поделиться знаниями с остальными членами педагогического коллектива.
Таким образом, по функциям, набравшим наименьшее количество баллов, педагог совершенствуется самостоятельно, а по функциям набравшим наивысший балл – он делится своим непосредственно опытом.
Список литературы:
1. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : Дис. На соискание ученой степени канд. Пед. наук. / Л. Н. Атмахова – Екатеринбург, 2006
2. Занина, Л. В. Основы педагогического мастерства. / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2003. – 288 с.
3. Маркулис, С. Ю. Модель повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в условиях ресурсного центра: Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. / С. Ю. Маркулис. – М., 2010
© С. В. Десятова, 2018