Татьяна Сенько
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе.
Что такое детский сад?
Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Публикация «Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Модернизация современного образования требует от педагога качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности с детьми. Педагог, используя информационно-коммуникационные технологии в реализации образовательной программы дошкольного образования, стимулирует познавательную активность детей – необходимую составляющую воспитательно-образовательного процесса.
Внедрение информационно-коммуникационных технологии в профессиональную деятельность педагогов в системе современного дошкольного образования неизбежно.
Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы сложности. Значительное место в этом процессе может занимать использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности в детском саду.
Педагог как организатор и координатор детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере, мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы, широкое использование которых в практической деятельности повышает качество дошкольного образования.
Актуальность проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого.
Овладение информационно коммуникативными технологиями происходит поэтапно – от простого к сложному:
• Microsoft Word
• Power Point
• работа в Интернете
• разработка макета сайт,
• разработка электронных образовательных ресурсов
• освоение компьютерных программ по выбору.
Свободное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, несомненно повышает качество образовательного процесса в детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.
Система образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко - конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.
Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.
Деятельность педагога также перестала быть узконаправленной. Все больше в работе педагога появляется необходимость совмещения различных компетенций. Помимо профессиональной компетенции, которая включает в себя знания, умения, навыки и методы их передачи, огромную роль играют личностные качества педагога.
Именно эти аспекты являются основополагающими в формировании у воспитанников стойкого интереса к образовательной деятельности, и они же характеризуют компетентность, т. е. слияние теоретической и практической базы педагогического работника, в процессе деятельности.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде, которая предполагает прямое педагогическое общение педагога и воспитанника.
Использование информационно-коммуникационных технологий в своей практике возможно не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.
Это участие в:
• сетевых педагогических сообществах;
• виртуальных методических объединениях педагогов;
• социальных сетях работников образования;
• видеоконференциях (когда происходит одновременная двухсторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств техники;
• повышении квалификации педагогов средствами дистанционного обучения, которое сегодня дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией и концентрируются в информационной среде.
Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды: формирования коллекции качественных образовательных ресурсов, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.
Внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного общества.
В соответствии с ФГОС ДО применение информационно-образовательных технологий предполагает соблюдение педагогом определенных дидактических принципов работы:
Принцип научности
- Определяет содержание и требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки
Принцип систематичности и последовательности - Связан с организацией образовательного материала и системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
Принцип поэтапного преодоления трудностей
- Предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы к индивидуальной доступности. Задания должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
Принцип прочности
- Закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольника
Принцип преемственности
- Учитывает, что с предъявленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статическое изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях;
- процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности
Принцип мультимедийности
- Предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.)
Принцип когнитивности (познания) коммуникации
- Заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (компьютерные системы называют интерактивными, т. е. диалоговыми).
Принцип активизации познавательной деятельности детей
- Позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения.
Принцип межпредметных связей
- Способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления; объем материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно.
Этапы реализации
информационно-образовательных технологий в детском саду
1. Подготовительный этап
Задачи: Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.
Содержание: Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационного банка) для проведения развивающих занятий. На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования информационно-образовательных технологий в детском саду, в т. ч. с точки зрения соответствия требований санитарного законодательства.
Отбор и подбор дидактических материалов осуществляется в соответствии с программным содержанием, психическими и возрастными особенностями детей при анализе и оценке материалов со стороны методиста (старшего воспитателя) и педагога-психолога детского сада.
Необходимо подключить родителей, оказывая им педагогическую помощь для освоения их детьми ИОТ в домашних условиях.
2 Этап реализации
Задачи: Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с детьми.
Содержание: Продолжить формирование дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми с привлечением семьи. Данный этап предполагает использование мультимедийной техники при проведении занятий с детьми согласно плану.
На этом этапе необходимо подключать семью к поиску и созданию дидактических игр, упражнений, предполагающих использование ИОТ.
3. Контрольно -диагностический этап
Задачи: Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.
Содержание: Разработка рекомендаций для родителей по использованию ИОТ в домашних условиях и рекомендаций для воспитателей по применению ИОТ в образовательном процессе в детском саду
Создание единой образовательной информационной среды является приоритетной задачей. Повышение уровня информационно-
коммуникационной компетентности педагогов в детском саду обеспечивает создание новых, научно-обоснованных средств для обогащения интеллектуального, эмоционального и творческого развития детей и обновления форм и методов работы с ними.
Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.
В настоящее время педагог может использовать информационно-образовательные технологии в детском саду, как для групповой работы с детьми, так и для индивидуальной работы с ребенком под своим руководством. При этом работа ведется в групповом помещении либо в специально организованном помещении детского сада.
Преимущества использования ИОТ связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса, когда существенно повышаются наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.
Как помогают информационно-образовательные технологии в работе педагога с детьми? Возможности компьютера велики. Он помогает изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, запросить определенную форму помощи. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.
Отсюда и значимость информационно-компьютерной компетенции педагога для развития современных технологий в дошкольном образовании.