Папки-передвижки

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов

Татьяна Сенько
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе.

Что такое детский сад?

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Публикация «Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов» размещена в разделах

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Модернизация современного образования требует от педагога качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности с детьми. Педагог, используя информационно-коммуникационные технологии в реализации образовательной программы дошкольного образования, стимулирует познавательную активность детей – необходимую составляющую воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение информационно-коммуникационных технологии в профессиональную деятельность педагогов в системе современного дошкольного образования неизбежно.

Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы сложности. Значительное место в этом процессе может занимать использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности в детском саду.

Педагог как организатор и координатор детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере, мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы, широкое использование которых в практической деятельности повышает качество дошкольного образования.

Актуальность проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого.

Овладение информационно коммуникативными технологиями происходит поэтапно – от простого к сложному:

• Microsoft Word

• Power Point

• работа в Интернете

• разработка макета сайт,

• разработка электронных образовательных ресурсов

• освоение компьютерных программ по выбору.

Свободное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, несомненно повышает качество образовательного процесса в детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.

Система образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко - конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

Деятельность педагога также перестала быть узконаправленной. Все больше в работе педагога появляется необходимость совмещения различных компетенций. Помимо профессиональной компетенции, которая включает в себя знания, умения, навыки и методы их передачи, огромную роль играют личностные качества педагога.

Именно эти аспекты являются основополагающими в формировании у воспитанников стойкого интереса к образовательной деятельности, и они же характеризуют компетентность, т. е. слияние теоретической и практической базы педагогического работника, в процессе деятельности.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде, которая предполагает прямое педагогическое общение педагога и воспитанника.

Использование информационно-коммуникационных технологий в своей практике возможно не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.

Это участие в:

• сетевых педагогических сообществах;

• виртуальных методических объединениях педагогов;

• социальных сетях работников образования;

• видеоконференциях (когда происходит одновременная двухсторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств техники;

• повышении квалификации педагогов средствами дистанционного обучения, которое сегодня дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией и концентрируются в информационной среде.

Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды: формирования коллекции качественных образовательных ресурсов, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

Внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного общества.

В соответствии с ФГОС ДО применение информационно-образовательных технологий предполагает соблюдение педагогом определенных дидактических принципов работы:

Принцип научности

- Определяет содержание и требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки

Принцип систематичности и последовательности - Связан с организацией образовательного материала и системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.

Принцип поэтапного преодоления трудностей

- Предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы к индивидуальной доступности. Задания должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности.

Принцип прочности

- Закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольника

Принцип преемственности

- Учитывает, что с предъявленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статическое изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях;

- процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности

Принцип мультимедийности

- Предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.)

Принцип когнитивности (познания) коммуникации

- Заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (компьютерные системы называют интерактивными, т. е. диалоговыми).

Принцип активизации познавательной деятельности детей

- Позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения.

Принцип межпредметных связей

- Способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления; объем материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно.

Этапы реализации

информационно-образовательных технологий в детском саду

1. Подготовительный этап

Задачи: Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.

Содержание: Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационного банка) для проведения развивающих занятий. На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования информационно-образовательных технологий в детском саду, в т. ч. с точки зрения соответствия требований санитарного законодательства.

Отбор и подбор дидактических материалов осуществляется в соответствии с программным содержанием, психическими и возрастными особенностями детей при анализе и оценке материалов со стороны методиста (старшего воспитателя) и педагога-психолога детского сада.

Необходимо подключить родителей, оказывая им педагогическую помощь для освоения их детьми ИОТ в домашних условиях.

2 Этап реализации

Задачи: Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с детьми.

Содержание: Продолжить формирование дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми с привлечением семьи. Данный этап предполагает использование мультимедийной техники при проведении занятий с детьми согласно плану.

На этом этапе необходимо подключать семью к поиску и созданию дидактических игр, упражнений, предполагающих использование ИОТ.

3. Контрольно -диагностический этап

Задачи: Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.

Содержание: Разработка рекомендаций для родителей по использованию ИОТ в домашних условиях и рекомендаций для воспитателей по применению ИОТ в образовательном процессе в детском саду

Создание единой образовательной информационной среды является приоритетной задачей. Повышение уровня информационно-

коммуникационной компетентности педагогов в детском саду обеспечивает создание новых, научно-обоснованных средств для обогащения интеллектуального, эмоционального и творческого развития детей и обновления форм и методов работы с ними.

Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.

В настоящее время педагог может использовать информационно-образовательные технологии в детском саду, как для групповой работы с детьми, так и для индивидуальной работы с ребенком под своим руководством. При этом работа ведется в групповом помещении либо в специально организованном помещении детского сада.

Преимущества использования ИОТ связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса, когда существенно повышаются наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.

Как помогают информационно-образовательные технологии в работе педагога с детьми? Возможности компьютера велики. Он помогает изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, запросить определенную форму помощи. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.

Отсюда и значимость информационно-компьютерной компетенции педагога для развития современных технологий в дошкольном образовании.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Повышение квалификации (фоторепортаж)Повышение квалификации (фоторепортаж) Я прошла курсы переподготовки в ГАУ ДПО НСО «Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра.

Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха»Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха» Актуальность исследования Горох на огороде – полезное лакомство для детей и взрослых. Значение гороха для жизнедеятельности организма человека.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 11:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сенько (УИ 2173587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД