Людмила Куцева
Поведение детей в саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребёнка в обществе — сложный процесс. Каждый маленький человечек проходит его по-своему, исходя из особенностей характера и окружающей обстановки. Родители обычно под успешной социализацией понимают практический результат: ребёнок приобретает навыки общения, заводит отношения с друзьями, адаптируется в новой среде. Но процесс социального развития этим не ограничивается, он будет в течение многих лет проходить новые и новые стадии развития.
Публикация «Поведение детей в саду и дома» размещена в разделах
Очень часто поведение ребенка в детском саду отличается от его поведения дома. Почему же так? Казалось бы спокойный дома ребенок в группе начинает себя вести совсем иначе и наоборот. И как же все это можно объяснить! Можно растолковать по-разному.
Ужасное поведение ребенка, которое наблюдают его родители после долгого дня в саду или на кружках — это не частный случай, а вполне себе распространенный феномен. Русскоязычного названия у него пока нет, но с английского его можно вольно перевести как «послешкольный коллапс из-за перенапряжения». Примерно это и происходит с ребенком, когда он возвращается домой после того, как целый день был «молодцом» и «умничкой».
Дело не всегда в плохом воспитании. С агрессивным поведением ребенка сталкивается каждая третья семья, за последние лет десять это стало очень распространенной проблемой. Факторов, влияющих на увеличение агрессивного поведения, достаточно. Это кризисы в воспитании, невнимание к психологическому состоянию детей в школах, патологическое протекание беременности и родов, бесконтрольный просмотр видео, демонстрирующих насилие и жестокость.
Поведение ребенка всегда отражение того, что происходит в семье. Особенно, когда речь идет о раннем возрасте. Родителям кажется, что малыш все делает назло, что у него дурной характер, но эта версия «злого умысла» всегда ошибочна. Дети в таком возрасте еще не способны строить и осуществлять коварные манипуляции, «мучая» вас целенаправленно. Ровно как и не способны еще справляться со своими эмоциями — и в этом все дело.
Агрессия может быть физической, когда малыш кусается, бьет других детей и взрослых, портит вещи, так и вербальной, с оскорблениями, угрозами. Иногда это средство самоутверждения. Но иногда и крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание.
Нарушения воспитания — самая распространенная причина неадекватного поведения ребенка. Это следствие слишком строгого обращения или, наоборот, вседозволенности. Часто родители вместо физического наказания используют психологическое — унижают, обзывают.
Неумение выражать отрицательные эмоции. Если родители запрещают детям сердиться, плакать, грустить, нереализованные гнев, недовольство и страхи они могут выражать в виде насилия по отношению к другим или себе. Плач в таких случаях является очень эффективным средством избавления от накопившейся злости и агрессивной энергии.
Отношения взрослых в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой — оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга — все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Когда папа и мама каждый день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Часто бывают ситуации, когда родители стараются избегать открытых скандалов и ссоры происходят за закрытой дверью. Но и в этих случаях маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.
Попытка привлечь к себе внимание. Дети, которые часто кусаются и дерутся, как правило, находятся в центре внимания. И ребенку это нравится, поэтому он будет привлекать внимание к себе, делая это снова и снова. Что делать? Если вы обнаружили, что ребенок кусается, чтобы привлечь ваше внимание, покажите ему более приемлемые способы сделать это. Хвалите его за хорошее поведение.