Чолак Марина
Потребность в расширении практик наставничества в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. Совокупность требований к профессионализму педагогических работников предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты образования и профессиональный стандарт педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, организации взаимодействия с субъектами образования; формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр. Однако практика показывает, что многие из них испытывают компетентностные дефициты, спектр которых весьма широк. Выявление и преодоление данных дефицитов имеет для системы образования первостепенное значение в свете указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Публикация «Потребность в расширении практик наставничества в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала. Наставничество помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений. В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Как следует из данных исследования, проведенного в 2019 г. Научно-исследовательским центром социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, педагоги всех возрастных групп, независимо от стажа работы, в той или иной мере нуждаются в персонифицированном методическом сопровождении. Безусловно, более всего – это молодые педагоги до 25 лет и педагоги без профильного педагогического образования, прошедшие курсы профессиональной переподготовки. При этом 62,7% педагогических работников считают необходимым институт наставничества; 19,7% признали, что нуждаются в наставнике, а 25,9% готовы стать наставниками для своих коллег.
Слово «наставничество» вызывает в памяти советские плакаты, на которых старый опытный рабочий с непременными седыми усами что-то втолковывает желторотому новичку. Однако институт наставничества не только не остался в прошлом, но, претерпев заметные изменения, активно внедряется многими компаниями по всему миру как эффективный инструмент управления знаниями. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Современное наставничество приобретает более широкий функциональный спектр, становится одной из форм непрерывного профессионального образования, особой формой методической работы. Наставничество можно рассматривать как образовательно значимую социальную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через вы страивание образовательной навигации. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в дошкольной образовательной организации, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Таким образом, наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Педагогическая поддержка наставника – это помощь в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно молодой педагог не способен преодолеть. Внешние барьеры могут быть охарактеризованы как дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов (например, нормативные правовые и организационно-технические сложности на этапе реализации проектов и т. д.). Внутренние барьеры – это некий «образовательный дефицит». Когда он будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Успешность деятельности наставника определяется появлением у сопровождаемого способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д.
«Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов», – сказал Исаак Ньютон, точно выразив мысль о том, что без накопления и передачи опыта человеческая цивилизация невозможна. Родители передавали свой опыт детям, мастера – подмастерьям. Педагогическая поддержка наставника – это по- мощь в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно молодой педагог не способен преодолеть. Внешние барьеры могут быть охарактеризованы как дефицит ресурсов для реализации соб- ственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов (например, нормативные правовые и организационно-технические сложности на этапе реализации проектов и т. д.). Внутренние барьеры – это некий «образовательный дефицит». Когда он будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Успешность деятельности наставника определяется появлением у сопровождаемого способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д.