Наталья Коновалова
Построение развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014
Развивающая среда в группе строится в соответствии с принципами ее построения по ФГОС ДО:
насыщенность
трансформируемость
полифункциональность
вариативность
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
доступность
безопасность
Принципы Работа над РППС группы
1. Насыщенности
Объекты среды соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства в группе и разнообразие объектов обеспечивают активность воспитанников в разных видах деятельности, дают возможность проявлению творчества, инициативы и самостоятельности детей. Насыщенность среды поддерживает
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, дают возможность самовыражения воспитанников.
В группе имеется ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия с которыми позволяют ребенку узнавать и осваивать различные наблюдаемые свойства окружающего мира явлений, стихий, простейших механизмов.
Подбор материалов и оборудования осуществляется в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью (сюжетно-ролевая, игра с правилами).
В группе почти нет стационарных игровых зон. Атрибуты размещаются в контейнерах, коробках по темам (одежда, посуда, продукты, инструменты, животные и т. д.). Есть и специальные наборы: «Больница», «Парикмахерская». Они доступны, их можно взять и использовать в разных сюжетных играх.
Совместно с детьми изготавливаем атрибуты для режиссерских игр.
Материалы и оборудование интересны детям группы, стимулируют их активность от задумки до результата в разных видах деятельности, находятся в свободном доступе у воспитанников.
Среда развивающая, насыщенная, обеспечивающая игровую, познавательную, эксперементально- исследовательскую, творческую деятельность. (мягкие модули, ширмы, природный материал)
В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.
Игры, игрушки, альбомы создаются, преобразовываются в соответствии с принципом минимакс. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем: он обеспечивает индивидуальный подход, учит самостоятельно находить нужную информацию.
Дети самостоятельно выбирают себе партнера по игре, определить свое место в группе, границы своего игрового пространства.
2. Трансформируемости
РППС в группе изменяется в соответствии с образовательной ситуацией, от меняющихся интересов и возможностей детей.
Рабочая зона (30%, активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%). Короткова Н. А.
В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.
В своей работе с детьми мы используем игры-квесты, которые стали популярны благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Они предполагают использование всех помещений не только группы, но и ДОУ, его территории. Во время организации свободной деятельности так же задействуются площади спальной комнаты и раздевалки. Дети любят уединяться, играть небольшими группами.
Нами изготовлены новые креативные маркеры пространства, соответствующие требованиям РППС. Они легко трансформируются, сделаны из строительных полипропиленовых листов. В группе их несколько «Машина», «Корабль», «Ширма-Театр-Дом», мини-маркер «Дом», «Заборчик», который дети еще используют как железную дорогу. Макеты настольные для игр с мелкими предметами, макеты раскладушки, которые мы сделали из картонных коробок.
Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, в соответствии со своими вкусами, настроениями, желанию.
В группе имеются разделители среды для самоорганизации деятельности детей, для формирования умения договариваться о пространстве группы Дети используют модули из маркеров-пространства: невысокие ширмы, перегородки, заборчики; маркеры - знаки (картинки, фото, модули и пр. предметы, которые можно менять в соответствии с образовательной ситуацией, меняющимися интересами детей.
3. Полифункциональности
В РППС объекты полифункциональны, т. е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;
2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Полифункциональные объекты среды обеспечивают развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности. Дети в нашей группе используют игрушки так, как им этого хочется.
Например: обыкновенные вкладыши. В играх с водой, с песком, с камешками, в игре "Хозяюшка".
- Коробка с природным и бросовым материалом: ракушки, палочки, косточки персиков, шишки, баночки, крышки – предметы - заместители.
- Непроливайки - стаканчики для воды, для изучения цвета, для развития мелкой моторики и т. д.
- Мозаика, домино, счетные палочки, детали конструктора, большие пуговицы, крышки, камешки, ракушки. Дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь.
Чем больше вариантов использования одной игрушки - пособия, тем положительнее это сказываться на развитии ребенка.
При помощи полуфункциональности предметов обеспечивается целостность педагогического процесса и создается окружающее пространство, удовлетворяющее творческое развития каждого ребенка, создается постоянная творческая атмосфера в работе педагогов, обеспечивается единство подходов к воспитанию и образованию детей, семьи и детского сада.
4. Вариативности
Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодически проводится сменяемость игрового материала, потому что появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.
РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников, интересами детей, их социальным опытом.
Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.
В наибольшей степени активизируют деятельность детей объекты, требующие выполнения творческих заданий, объекты для организации экспериментальной деятельности, многофункциональный центр «Про все на свете», мини-музей, библиотека познавательных книг, игры, развивающие логическое мышление.
Модернизация образования отмечает необходимость учитывать региональные компоненты и климатические условия при организации РППС. О важности данной проблемы говорится в Законе «Об образовании РФ», в ФГОС ДО один из целевых ориентиров направлен на защиту национальной культуры и региональных культурных традиций. Поэтому в группе меются объекты, отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, альбомы о достопримечательностях, памятниках, известных людях нашего города, книги о родном крае, городе, презентации, видеофильмы о Сахалине.
Климатические особенности региона отражают объекты природы, труда, быта, истории родного края. Рассказываем детям о Сахалине, о народах, живущих на его территории, его природе, о растениях и животных.
Организовываем просмотр слайдов, посещение музея города, выставки из регионального природного материала (ракушки, камушки, шишки). В центре патриотического воспитания есть атрибуты геральдики Сахалинской области, карта острова.
В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.
Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления. Меняется оформление группы посезонно, к праздникам. Активными участниками при изготовлении элементов оформления являются дети.
5. Доступности
Все оборудование, мебель соразмерны, соответствуют паспорту группы. Игры и игрушки находятся в свободном доступе у воспитанников, оформление на уровне глаз ребенка.
В учреждении обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте.
В нашей группе нет детей с ОВЗ, но в детском саду есть группы компенсирующей направленности, где такие дети есть. В коллективе сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Главное в работе с такими детьми - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Естественно, что все дети детского сада общаются друг с другом на совместных мероприятиях, во время прогулок на участке, и я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию гуманности. Дети учатся воспринимать «особых», как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
6. Безопасности
Все элементы РППС сертифицированы, соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования.