Наталья Саврасова
Из опыта работы «Построение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС: центр природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку наиболее яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.
(СЛАЙД № 2)
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека за природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Публикация «Из опыта работы „Построение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС: центр природы“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
(СЛАЙД №3)
Для постоянного обогащения детей знаниями о природном мире,в моей группе оформлен и оснащен центр природы. Он удачно расположен возле окна, есть полочка экспериментальной деятельности. Так как зонирование пространства группы при ФГОС гибкое, то цент природы проявляется во многих зонах предметно –развивающей среды.
В центре природы дети сосредотачивают свое внимание на боль-шом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
В моём центре природы находится :
(СЛАЙД №4)
Календарь природы - он яркий и сразу привлекает внимание детей. В нем мы отмечаем изменения погоды : осадки, ветер, облачность. Стрелкой указываем время года.
График дежурства по уголку природы.
(СЛАЙД №5)
Имеются орудия труда для детей: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.
(СЛАЙД № 6)
Комнатные растения, которые расположены на полке, они не мешают, не затеняют детям свет. Имеется паспорт растений, книги о комнатных растениях, схемы как ухаживать за растениями. Растения : фиалки, два вида бегонии (Королевская, Декоративнолистная, два вида хлорофитума (разновидность «variegatum», хохлатый).
Несколько экземпляров одного вида растений дает детям возмож-ность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
При помощи воспитателя дети овладевают новыми приемами под-держания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелки-ми листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.
При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости. Все необходимое всегда можно найти на полке дежурного по природному уголку.
(СЛАЙД №7)
(СЛАЙД №8)
Материалы природного уголка используются и в НОД, при знакомстве с новыми представителями животного мира я использую : книги и энциклопедии о животных, наборы картинок, фигурки животных.
(СЛАЙД №9)
На полке оформлен макет деревенского двора : животных с детены-шами.
(СЛАЙД №10)
(СЛАЙД №11)
При знакомстве с растительным миром: гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).
(СЛАЙД № 12)
При закреплении материала о сезонных изменениях использую : аль-бомы, книжки, картины времени года, также репродукции известных художников.
(СЛАЙД №13)
Для совместной работы по конструированию центр наполнен разнообразным природным материалом : ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
(СЛАЙД №14)
Для выполнения опытов по распознанию свойств и качеств природных материалов имеются : коллекции природных материалов (отсев, песок, земля, шишки, орехи и т. п,лупы, клеенки, подносы, трубочки, песочная мельница и т. д.
(СЛАЙД №15)
Дети учатся сравнивать знакомые объекты природы и материалы, выделять признаки отличия и единичные признаки сходства.
(СЛАЙД №16)
Для самостоятельной деятельности детей есть игры на развитие внимания, логического мышления, закрепления знаний полученных на занятиях : «Ассоциации «Времена года»», «Кто? Где живёт?», «Кислое, соленое, сладкое, горькое», «Назови одним словом», «Где растёт огурчик?», Лото «Домашние животные», «Дикие животные».
(СЛАЙД №17)
Имеются игры изготовленные своими руками : «Накорми зверей», «Где чей хвост?», «Найди пару» .
(СЛАЙД № 18)
В центре «Художественное творчество» - можно найти различные раскраски про животных, растения и т. д., трафареты (овощи, фрукты, животные, репродукции известных художников – которые помогают описывать, наблюдать сравнивать, развивать активный словарь детей.
(СЛАЙД № 19)
В центре «Книжный уголок»- есть книги о животных, загадки, художественные книги со стихами и сказками о природе, энциклопедии.
Наличие центра природы позволяет детям моей группы с удовольствием включаться в исследовательскую деятельность, использовать разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждать друг с другом сам процесс и его результат.
Они научились откликаться на красоту природы. У детей значительно активизировался словарный запас в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной.