Смелова Полина
Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС
Учитель - логопед МБДОУ «Детский сад №22»
г. Гатчина Ленинградской области Смелова Полина Алексеевна
В связи с введением в действие ФГОС дошкольного образования у многих педагогов возникло заблуждение, что работа учителя-логопеда касается только одной области развития детей – «Коммуникативной», и главная его цель – научить выговаривать звуки. Я считаю, что это не совсем так. Деятельность учителя-логопеда должна затрагивать все образовательные области. И вот почему.
Публикация «Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В основе «Социально-личностного развития» лежит процесс общения. Общение бывает «вербальным» и «невербальным». В дошкольном возрасте дети активно овладевают вербальным общением. Само собой разумеется, что ребёнок, речь которого чёткая, свободная, развёрнутая, грамматически правильная легче вступает в контакт с другими людьми, может проявить себя и получает удовольствие от общения. Но как быть, детям с речевыми нарушениями. Им же тоже хочется и нужно общаться. В этом им и помогает учитель-логопед. Существует множество игр и игровых упражнений на формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащение и активизации словаря, которые учитель-логопед может предложить детям, как на специальных занятиях, так и во время свободной деятельности в процессе общения с ними. Например: «Один –много», «Скажи ласково», «Один-два - пять», «Ты опиши, а я отгадаю», «Подскажи словечко», «Загадки обманки» и многие другие. В нашем детском саду собрана большая картотека, включающая в себя словесные игры для дошкольников разных возрастов.
В области «Физическое развитие» учитель-логопед уделяет особое внимание развитию речевого аппарата, правильной артикуляции, координации речи с движениями, логоритмике, развитию мелкой и крупной моторики, развитию правильного физиологического дыхания, что способствует физическому развитию и оздоровлению детей. Для этой работы мною используются комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательные упражнения, стихов и речёвок для сопровождения подвижных и хороводных игр.
В области «Познавательное развитие» несомненным является тот факт, что учитель-логопед во время своих занятий с детьми расширяет их кругозор, формирует у них обобщающие понятия, помогает устанавливать связи между предметами и объектами окружающего мира, формируя таким образом предпонятийное, понятийное, а затем и логическое мышление. А раз развивается мышление, значит развиваются и все остальные психические процессы.
И в области «Художественно-эстетическое развитие» для учителя-логопеда тоже находится работа. Во время занятий дети могут выполнять задания, которые предусматривают формирование навыков изобразительной деятельности. Например: «Штриховки», «Раскраски», «Пластилинография», «Оригами» и многое другое. Мною часто используются упражнения: «Дорисуй вторую половину», «Повтори узор», «Обведи, не отрывая руки», «Найди выход из лабиринта и т. д. Также во время занятий учитель-логопед может использовать аудиозаписи классической музыки, специально подобранной для детей, развивающие песенки и рифмовки. В детском саду подобрана мультимедийная картотека, которую я активно использую для этих целей. В театрализованной деятельности детей с нарушениями речи у учителя-логопеда вообще ведущая роль. Он и «режиссер» и «сценарист», помогает детям в работе над ролью и занимается «сцен спектакля в единое целое».
Для достижения наибольшей эффективности работы мною разработан план взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников который включает в себя:
Взаимодействие с воспитателями:
• Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, дидактических и подвижных играх, а также в свободной деятельности;
• Расширение и активизация словарного запаса детей;
• Рассматривание с детьми картин, картинок, иллюстраций и беседы по вопросам;
• Рассказывание сказок, рассказов и чтение художественной литературы
• Заучивание стихотворений;
• Развитие монологической речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по картинам, пересказе знакомых сказок;
• Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей;
• Контроль за правильным использованием поставленных и исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по коррекциям логопеда в тетрадях взаимодействия;
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
1. Выполнение следующих упражнений:
• для развития основных движений;
• для развития мелких мышц рук;
• активизация внимания;
• воспитание чувства музыкального ритма;
• на ориентировку в пространстве;
• на развитие «мышечного тонуса»;
• на развитие слухового внимания;
• на развитие двигательной памяти.
2. Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры, музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнение на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации
Взаимодействие с родителями:
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
• активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ: открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т. д. ;
• помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для заданий дома;
• подбор игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребёнка, для систематического использования при занятиях с ребёнком дома для закрепления изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации звуков и введению их в речь;
Таким образом, моя деятельность, как учителя-логопеда затрагивает все образовательные области, предусмотренные ФГОС дошкольного образования.