ирина огурцова
Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы»
Подготовила: воспитатель Огурцова И. В.
Содержание
1.
Введение.
2.
Понятие патриотизма и гражданственности.
3.
Основы гражданско-патриотического воспитания в школе.
4.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате 4 вида.
5.
Заключение.
Введение
Публикация «Опыт работы в школе-интернате 4 вида „Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
1. Понятие патриотизма и гражданственности
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
2. Основы гражданско-патриотического воспитания в школе
Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.
История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.
Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Очень важно понять, что, несмотря ни на какие сложности строительства демократического государства, нельзя отрекаться от имен своих героев, как далекого прошлого, так и сегодняшних дней. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить и защищать во имя самих себя. Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.
Каждый ребенок в этот исторический момент должен понять, что победы, одержанные Россией в ходе ее истории, не были случайностью.
Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно. И, конечно, если бы в России нечего и некому было защищать, то войну бы мы никогда не выиграли.
Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения…
И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности. Как результат своей работы по патриотическому воспитанию считаю слова, сказанные Гошей в разговоре с одноклассниками: «Я – патриот своей страны». И это ребенок, который с первого класса восхищался во всем Америкой.
Система образования в школе должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:
- любовь к Родине;
- порядочность, честность, справедливость;
- мужественность и женственность;
- патриотизм и гражданственность;
- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;
- доброжелательное отношение к людям;
- целеустремленность и самоуважение;
- уважение и терпимость по отношению к другим - отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп - их образа жизни, идей и мнений;
- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.
3. Организация гражданско-патриотического воспитания в коррекционной школе 4 вида.
Составной частью патриотического воспитания в коррекционной школе является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
В качестве основных задач выступают:
•
Знакомство с истоками национальной культуры;
•
Воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
•
Воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;
•
Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
•
На примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;
•
Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности.
Зная особенности детей, обучающихся в школе 4 вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво).
Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Для того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнёрами по достижению результата. Это относится и к патриотическому воспитанию.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения города, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа. Во время подготовки к проведению Дня Победы мы с ребятами решили рассказать о родственниках, участвовавших в ВОВ. Дети вместе с родителями готовили сообщения о подвигах своих близких, фотографии в рамках, учили текст. А ведь многие впервые слышали об этих родственниках и их подвигах. Более того, затем с этими фотографиями многие участвовали в марше Бессмертного полка в Малаховке. Видно было, как ребята гордятся ими.
Окружающая действительность становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Еще в начальной школе мы в классе изучали подвиги пионеров-героев, участников ВОВ, знакомились с подвигом Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Алексея Мересьева, 28 панфиловцев. Познакомила детей с героическим прошлым Аркадия Гайдара. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.
Одним из важных принципов построения работы по данной теме является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определённое время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Например, каждый год мы говорим с детьми о блокаде Ленинграда, но каждый год они узнают что-то новое. В этом году познакомила ребят с Николаем Вавиловым, его жизнью и важным делом по сбору коллекции семян редких растений, о том, как в блокаду, умирая от голода, люди сберегли семена для нашего будущего.
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
На своих классных часах знакомила ребят с символикой города, области, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимала вопросы загрязнения окружающей среды.
В своей работе использовала следующую тематику мероприятий гражданско-патриотической направленности:
1.
Проведение классных часов, уроков мужества, экскурсий в ЦМ ВВС, музей ВОВ в Люберцах, возложение цветов к памятнику героям Малаховки у Вечного Огня, в краеведческий музей. («День народного единства», «Герб России», «Государственная символика», «Моя Родина – Великая Россия», «9 мая – День Победы», «Голос блокадного Ленинграда», «Героизм в современных условиях», «Конституция России о защите Отечества», «23 февраля – День защитника Отечества»). А также «Кто такой патриот», «Поклонная гора – Парк Победы», «Битва за Москву».
2.
Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания («Что такое закон. Гражданин и закон», «Закон и справедливость», «Ответственность», «Проблемы загрязнения окружающей среды», «Природа в опасности», «Религиозные праздники»). А также «Преступление и подросток», где рассказала ребятам, какое наказание может последовать за незаконные деяния.
3.
Конкурсы рисунков, плакатов, чтецов, в этом году наш Родион участвовал в конкурсе со стихотворением о войне. Участие в спортивных эстафетах, смотрах строя и песни.
5.Заключение
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.