Евгения Хлюстова
Проектировние образовательной деятельности с детьми в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Е. Л. ХЛЮСТОВА
ПРОЕКТИРОВНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Проектировние образовательной деятельности с детьми в условиях ФГОС до» размещена в разделах
Поэтому педагогическое проектирование образовательной деятельности одна из важных сторон педагогической деятельности. Оно связано с политикой дошкольной образовательной организации и со стремлением педагогов создать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали себя свободно, комфортно.
Основу организации образовательного процесса в детском саду составляет проектно – тематический принцип планирования с учетом национально-культурного компонента.
Под тематическим образовательным проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы детей, в процессе, которого и дети, и взрослые совершают увлекательную вдохновенную поисково-познавательную творческую работу. Работу, основанную на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей, а не просто «участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр».
Все, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы. При отборе тем учитываются следующие фактора: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, воображаемые события, события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач, а также события, происходящие в жизни группы и «заражающие» детей.
Выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способы «культурного продавливания». Для этого я прибегаю к таким приемам, как мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей: «Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась – вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?». Другие способы связаны с формированием зрительного образа предстоящей темы - использование наглядной информации, скомпонованной в определенном месте, чтением, экскурсиями или с использованием специальной методики – «модели трех вопросов».
Для «культурного продавливания я использую «провокации в среде», с целью увлечь ребенка какой-то темой, затем инициирую разговор с детьми и с помощью модели трех вопросов выясняю у детей, что они знают по предполагаемой теме, что еще хотели бы узнать, и что необходимо сделать, чтобы узнать. Все высказывания детей я записываю печатными буквами на специально подготовленном бланке. Возле каждой записанной идеи ставлю имя ее автора.
Заполненную «модель трех вопросов» я вывешиваю в приемной, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители невольно продолжат разговор с детьми – будут удивляться их знаниям или вопросам, расскажут о том, что знают сами, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым и естественным способом я включаю членов семей в образовательную работу группы.
На утреннем круге в результате совместного обсуждения идей с детьми мы вырабатываем совместный план действий.
В этой части работы я задаю детям вопросы: Какие интересные дела мы с вами решили выполнить? Что ты хочешь сделать? Когда у тебя появилась эта идея? Что ты предполагаешь сделать сегодня? Что ты хочешь узнать? Какие материалы тебе понадобятся? С чего ты начнешь? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Как вы распределите работу?
Идеи и предложения детей я заношу в план непосредственно в момент их выдвижения – записываю на большом листе бумаги и вывешиваю на самое видное место. Данный план сохраняется как общее достояние группы.
Совместное планирование работы позволяет мне придерживаться основных принципов организации проектной деятельности – открытости, диалогичности, рефлексивности.
Ежедневно, после того как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо центре активности провожу итоговый сбор.
На итоговом сборе подвожу с детьми общие итоги работы. Дети приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Здесь дети обсуждают и оценивают плоды своей деятельности. На итоговом сборе я задаю детям следующие вопросы: Кто хочет рассказать о своей работе? Что было самое интересное? Получилось ли у тебя то, что ты задумал? Что труднее всего было сделать? Планируешь ли ты продолжить работу?
В рамках такой организации образовательной деятельности я создаю условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным. Учу ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения. Помогаю ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.