Ольга Трифонова
Построение алгоритма коррекционной работы с неговорящими детьми (с ЗРР)
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм — это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата.
На современном этапе увеличилось количество детей с задержкой речевого развития (ЗРР). Первоначально родители обращаются за помощью к логопеду, но, чтобы помочь ребёнку, педагогу необходимо понять природу нарушения речевого развития. В зависимости от этого строится алгоритм работы над развитием речи.
1. Работа с родителями. Экспресс – диагностика анализа развития, природы нарушения речи.
Публикация «Построение алгоритма коррекционной работы с неговорящими детьми (с ЗРР)» размещена в разделах
При первоначальном осмотре ребёнка в беседе с родителями учитель – логопед выясняет анамнез развития (натальные и постнатальные особенности развития вербальной и невербальной сферы).
2. Работа с ребёнком. Экспресс – диагностика речевого развития, природы нарушения речи.
Существуют 4 группы детей:
а) «чисто речевые» дети. ЗРР не осложнена задержкой психического развития (ЗПР, нарушением поведения. Вступают в контакт, развито речевое подражание, понимают речевые инструкции, принимают помощь. Занятия начинает логопед, применяя логопедические методики в зависимости от речевого диагноза;
б) дети с расстройством коммуникативной сферы – отсутствием коммуникативной потребности (РАС). Не понимают инструкции, или инструкции понимают, но не реагируют, помощь не принимают, речевое подражание отсутствует. Занятия по формированию неречевого и речевого подражания, стимуляции совместной деятельности начинает психолог;
в) дети с ЗПР, умственной отсталостью (УО). В контакт вступают, но инструкции не понимают и помощь не принимают. Занятия по развитию познавательной деятельности, пониманию речи, развитию ВПФ начинает дефектолог;
г) дети с пассивным или активным поведенческим негативизмом ( своеобразной эмоционально-волевой сферой: упрямство, истерия, речевой негативизм). Понимают инструкции, но в контакт не вступают или вступают избирательно, не принимают помощь (активно или пассивно протестуют против занятий). Занятия начинает психолог.
3. Выбор алгоритма работы (образовательного маршрута) с неговорящим ребёнком (специалисты, методики, программы).
После проведения экспресс – диагностики анализа развития, природы нарушения речи, логопед изучает заключение педагога – психолога, ставит логодиагноз. Далее коррекционную работу, направленную на достижение окончательного решения проблемы наиболее оптимальными и эффективными способами начинает (ют) специалист (ы).