Наталья Ювашева
Постижение целостной картины мира ребенком — дошкольником
▼ Скачать + Заказать документы
Растить сады души
Гёте
Не случайно детское дошкольное учреждение называют детским садом. В это понятие вложен глубокий смысл. Сад слово многозначное. Это культурный архетип, который вбирает в себя следующие понятия величины: красота и гармония, жизнь и творчество, душа и детство, плод и цветение. Все эти понятия взаимосвязаны. Удивительно то, что эта уникальная многогранность характерна только дошкольному возрасту. Ребенок этой поры есть целая Вселенная, которая развивается по своим особым законам.
Публикация «Постижение целостной картины мира ребенком — дошкольником» размещена в разделах
Дошкольные годы важнейший период становления будущей личности. В это время ребенок приобретает бесценный опыт. От педагогов во многом зависит, какие ценности вберет душа и сердце ребёнка, раскроет ли он для себя истоки радости и человеческих отношений. Работая с дошкольниками, мы обращаемся к ключевым нравственным ценностям таким, как добро, милосердие, великодушие, сострадание, сочувствие, важных для становления человека личности уже в раннем возрасте. Чтобы дети научились различать доброго, милосердного, великодушного человека, а значит и героев детской литературы, мы должны в начале познакомить их с этим понятием. В основе этих понятий лежит любовь к человеку, но степень этой любви в добром человеке разная. Любовь доброго человека распространяется на близких и родных людей, но по отношению к другим людям проявляется в том, он не делает им зла.
Милосердный человек наделен такой любовью к людям, которая заставляет его не только видеть, но и чувствовать чужую боль, но окликаться на зов страдающего, поэтому его любовь к человеку выше любви доброго человека. Однако наивысшим проявление любви к человеку является любовь великодушного человека.
Не случайно слово «великодушие» образовано от двух слов «великая+душа».
Именно величие этой любви заставляет человека не только помогать любому нуждающемуся, но часто жертвовать во имя других своим личностным, дорогим, заветным, а порой и самой жизнью. Великодушный человек может простить обидчика, хотя тот принёс ему беды, горе и страдания. Душа доброго человека не способна на такой душевный порыв. Поэтому добрых людей на свете больше, чем милосердных и великодушных. Важно, чтобы воспитатель, размышляя над этим, умел графически, через цветовую палитру белого цвета показать родственные, но не тождественные понятия.
Белый цвет (доброта) - малый круг
Лилейный цвет (милосердие) - немного больше
Кипенный цвет (великодушие) - большой круг
Поскольку степень проявления любви к человеку в этих понятиях идет по нарастающей, то милосердие и великодушие в графическом изображении круга будет больше. Важно представить эти понятия в цветовой гамме. Все три понятия чувства положительно целостные. Понятие доброта обозначим белым цветом, ибо это норма человека. Милосердие это лилейный цвет, а великодушие кипенный. Для графического изображения этих понятий выбираем круг, ибо круг это всегда гармония, красота и целостность.
Педагогические наблюдения за духовным миром детей показали высокий их уровень постижения цветовой палитры. Дети знают и называют более сорока оттенков цвета, виртуозно оперируют ключевыми художественными средствами словесного устного рисования, использую формулу красоты: цветовой эпитет+сравнение+олицетворение. Формируя у детей умение описать красоту природного образа, развиваем их образное мышление. Необходимо описать красоту утра. Примеры детей - золотистое утро, словно ангел, постучалось к нам в окно; кипенное утро, как добрая фея, улыбнулось людям; дымчатое утро, словно лебедушка, закружилось над городом. Детям очень нравится подбирать образные сравнения к предметам, олицетворять неодушевленные предметы, составлять художественные писания природных образов.
Обратимся к пейзажной миниатюре Н. Матвеевой «Дождь-конь».
В густом лесу
Я дождь пасу
С прохладной мокрой гривой.
Он нежно лижет мне ладонь
И бьёт копытом как настоящий конь.
Вначале мы созерцаем (вслушиваемся, обращаем внимание на слово «пасу». Обычно пасут домашних животных. Поэтесса пасет дождь. Задача данного занятия: постичь это сравнение через цветовую гамму, звуковую палитру, воссоздать и нарисовать устно образ «дождя-коня». Через аналитические вопросы: «это дождь, какого времени года?». Через диалог приходим к выводу, что это летний дождь, а поскольку «он нежно лижет мне ладонь» - это спокойный, июльский дождь. Этот первый этап подготовил нам основу для устного словесного рисования. Теперь нам нужно нарисовать цветовую гамму дождя. Поскольку дождь идет в густом лесу, то он может быть голубым, молочным, серым в яблоках, серебристым. В густом лесу солнечные лучи не пробиваются. Цветовая гамма коня нарисована, теперь дети продумывают пластику движения. Этот конь летящий, парящий, плавный в движениях, потому, что дождь тихий, спокойный, грибной. Художественное созерцание приучает детей к осмысленному пониманию литературного текста, формирует у детей панорамное видение мира через художественный текст, познавательную деятельность, живопись, экскурсии в природу. Ребенок идет от живописи, словом к живописи красками.
Знакомство с литературным пейзажем целесообразно начать с японских трехстиший (хокку, в которых изображается жизнь природы и человека. Хокку отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой, а ещё они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе всё прекрасно: огромный дуб и невзрачная травинка, благородный олень и зеленая игрушка, даже мухи и комары. Подумаешь зимой о комарах, и сразу вспоминаешь знойное лето, солнце, прогулки в лес. Хорошо! Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть живое, потому что жалость великое чувство. Кто не умеет жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Все мы знаем, как бывает жалко потерявшуюся собаку или брошенного котёнка. А вот некоторым людям не жалко. Почему? Да наверное потому, что их в детстве никто не научил жалеть. Японские авторы повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное и вы увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое, всматривайтесь в простое и увидите сложное, всматривайтесь в частицы и увидите целое, всматривайтесь в малое и увидите великое. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным вот к чему нас призывает поэзия хокку.
Роща на склоне горы.
Как будто гора перехвачена
Поясом для меча.
* * *
Майских дождей пора.
Словно море светится огоньками
Фонари ночных сторожей.
* * *
Иней его укрыл,
Стелет постель ему ветер.
Брошенное дитя.
Знакомство с библейскими легендами даёт благодатный материал для постижения ключевых этических понятий. «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Великий потоп» и др. В процессе размышления над текстом легенд можно подвести ребят к постижению таких нравственных понятий как добро и зло, белая и черная зависть, гордость и гордыня, милосердие и бессердечность, сочувствие и эгоизм. Осмыслив ключевые этические понятия, дошкольник может постигать мораль любой басни. Басенный текст окунает детей в мир человеческих характеров, переданных через «портрет» животного, птицы или вещи. Басенный конфликт строится на нравственных мотивах поведения персонажей басни. В чем суть человека – черепахи, человека – лисы, человека - медведя,
Человека – муравья, человека – стрекозы? Поскольку басня это мини спектакль, здесь важна игра чувств и эмоций. В работе над басней целесообразно использовать интересный и увлекательный сценический прием: составление психологического портрета роли актера, придумывание костюма персонажа, который должен выражать суть его характера, мимику лица, жесты. Басенный текст дает возможность обогатить речь ребенка крылатыми выражениями и даёт возможность войти в роль героев басни.
Литература
Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. Политиздат 1991 г.
Неменский Б. М. Трость красоты. М. 1987
Крылова Л. А. культурологический аспект преподавания литературы в школе.
Северо Казахстанский Университет 1999 г.
Варганян Э. А. Путешествие слова. М. Просвещение 1987 г.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. М. Просвещения 1991 г.
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей.
М. просвещения 1998 г.