МААМ-картинки

Логопедическое занятие «Постановка звуков [К], [Г]»

Юлия Юрьевна Лысенко
Логопедическое занятие «Постановка звуков [К], [Г]»

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки. Звук "К» не входит в число наиболее трудных для произношения, но все же и с ним у детей бывают сложности. Чаще всего этот дефект проходит сам собой, но если в 3-4 года ребенок не выговаривает звуки "К", Г», «Х» и их мягкие пары, ему помогут занятия с логопедом и домашние упражнения, которые он может делать с родителями.

Правильная артикуляция:

Губы — нейтральны или принимают положение следующего гласного.

Зубы — положение зависит от следующего гласного.

Публикация «Логопедическое занятие „Постановка звуков [К], [Г]“» размещена в разделах

Язык — при произнесении («Г», «К», «Х») в сочетании с гласными («А», «О», «У», «Ы») кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки язык смыкается с мягким небом («Г», «К», или образуют щель («Х»). При произнесении мягких звуков кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка — твердого неба.

Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют (звуки Г, Г*) и разомкнуты (звуки К, К*,Х, Х*).

Воздушная струя — сильная, теплая, проходит посередине языка.

В момент произнесения звуков спинка языка быстро поднимается, образуя смычку с мягким небом или твердым небом (мягкие). Воздушный поток, встречая на своем пути преграду - поднятую спинку языка, создает повышенное давление. После взрыва смычки освобождается путь воздушному потоку. Звук смычно-взрывной.

При произнесении звука «Х» и «Х*» образуется не смычка, а щель. Скорость воздушного потока в начале движения незначительна, но по мере приближения к щели возрастает.

Нарушения:

1. Звук отсутствует в речи — каппацизм, гаммацизм, хитизм.

2. Звук заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды:

- на «Т» (призубный паракаппацизм и парахитизм); на «Д» при парагаммацизме.

- на «Х» (заднеязычный паракаппацизм).

3. Звук «К» искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений:

- боковое (боковой каппацизм);

- гортанный щелчок (гортанный каппацизм).

Виды искажения звука «Г» - озвонченный «Х» (южнорусский») и звонкий фрикативный (украинский «Г», образованный в результате сближения и вибрации голосовых складок).

Виды искажения звука «Х» - боковой хитизм (хлопающий призвук, гортанный хитизм, английское h.

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

- особенность строения артикуляционного аппарата. Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. Ринолалия.

- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат (недоразвитие мышц корня языка, а при боковом — одной половинки языка). Дизартрия.

- неразвитое фонематическое восприятие;

- небольшое снижение физического слуха;

- плохая речь окружающих, "ленивый» язык.

В большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. Обычно просто малыш идет по пути наименьшего сопротивления. Он неосознанно облегчает свою речь, заменяя звуки, требующие специального напряжения, теми, что вылетают сами собой. Например, ребенок вместо [к] говорит [т], поскольку ему очень легко это воспроизвести. Потому и возникают ситуации, когда нужно вмешаться взрослым и расставить все звуки в речи малыша по своим местам.

Развитие фонематического восприятия

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

- Логопед произносит звуки, а ребенок хлопает в ладоши, кладет фишку в контейнер. когда слышит звук «К». Пример цепочки звуков: К, Т, Г, К, Х, К, К, Т, К…

- Логопед произносит слоги, а ребенок хлопает владоши, когда слышит слог со звуком «К». Пример цепочки звуков: ТА, ГА, КО, КА, ХА, КУ, ДО, КУ, КЭ, ТО…

- Логопед произносит слова, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «К». Пример цепочки слов: кот, халат, кабан, хижина, рука, крот, труба, халва, камыш, цыплёнок, куб, кувшин…

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект. Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

1. Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», вибрация губ. Артикулирование гласных звуков: «А», «О», «У».

2. Упражнения для языка:

- «Горка», «Горка растаяла»/«Кошка сердится» (поднимание и опускание спинки языка при широко раскрытом рте).

- «Катушка», «Змейка».

- «Кто сильнее» (взяв через платочек кончик языка, логопед пытается «вытянуть» язык, а ребенок сопротивляется).

- «Силач» (ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта). Постепенно у ребенка сформировывается новое ощущение, и он сможет самостоятельно пододвигать язык.

При сильном рвотном рефлексе данные артикуляционные упражнения проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, медленно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка. В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым.

- «Накажем непослушный язычок» (шлепаем верхней губой или слегка прикусываем зубками, начиная от кончика языка и к серединке, «Лопаточка». Для снятия тонуса, расслабления языка предлагаем выполнить эти упражнения.

3. Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Сдуем снежинки с горки», упражнение с «султанчиком», со снежинками и все рекомендуемые упражнения для воздушной струи.

Правила выполнения:

1. Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

2. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти.

3. Внимание ребенка акцентируют на правильности позы.

4. Делается ежедневно.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Постановка звука

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Рассматривается профиль звука. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары. Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К].

Постановка от артикуляционного уклада.

Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой» и заднюю часть спинки языка поднять к небу. «Сдуем снежинки с горки» - следует положить комочек из ваты на тыльную сторону руки и попросить ребенка быстро его сдуть. На выходе может получиться правильный звук [К], который можно автоматизировать.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого ребенка учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА». Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка по подражанию.

Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. С введением игровых приемов:

- дождевые капли капают (к-к-к);

- кукушка кукует (ку-ку-ку);

- курица кудахчет (ко-ко-ко).

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель». К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем. Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук. Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому часто используют механическую помощь.

Постановка механическим способом. Постановка от опорных звуков

От звука «Т».

Зондом-рамкой или шпателем от слога «ТА». (В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.) В качестве заменителя зонда используют зондозаменитель, темпер или детскую силиконовую соску.

Нужно посадить ребенка перед собой и попросить безостановочно произносить слоги: «та-та-та». В это время зондом осторожно прижать кончик языка книзу и постепенно отодвигать назад, вглубь рта. Спинка языка начинает выгибаться, прижимаясь к нёбу. Произносимые ребенком слоги по мере продвижения изгиба трансформируются: «та-тя-кя-ка». Действовать нужно очень аккуратно, чтобы не доставить дискомфорта малышу и не вызвать рвотный рефлекс. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

Придется немного помогать зондом, чтобы ребенок мог найти правильную позу для языка. Со временем необходимость помогать языку исчезнет — он научится принимать нужное положение сам.

Если получился звук «Х», просим ребенка прикрыть рот.

От звука «Х».

При постановке следует обратить внимание на то, что эти звуки одинаковые по месту образования, но способ образования у них разный: звук «К» - взрывной, а звук «Х» - щелевой. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Спинкой языка нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К]. Логопед своими пальцами сжимает язык с боков и проталкивает его в глубь, ребенок в это время произносит «Х», должна образоваться смычка и получиться нужный звук.

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук. Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание. Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога. На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку. Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам, словосочетаниям и предложениям.

После постановки и автоматизации нужно обязательно перейти к этапу дифференциации — сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Постановка звука «Г» (смотреть постановку звука «К»)

От «К» путем озвончения — просим ребенка «включить» голосок. Механическим способом от слога «ДА».

При южнорусском произношении ребенок вместо звонкого взрывного звука произносит глухой щелевой. Поэтому, что бы получить звук «Г», надо изменить способ образования звука, а именно целевой звук сделать взрыным с одновременным включением голосовых складок. Логопед просит быстро произносить сочетания звуков «ХГ».

При гортанном произношении звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорыватся через голосовую щель. Вместо «Г» слышится гортанный щелчок. На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения по подъему спинки языка, на развитие умения удерживать язык у нижних резцов и на формирование плавной воздушной струи.

При постановке звука фиксировать внимание ребенка на место образования звука.

Постановка звука «Х» (смотреть постановку звука «К»)

От «К» - чтобы получился звук «Х», надо изменить способ образования звука, а именно, взрывной звук сделать щелевым. Логопед просит медленно произносить сочетание звуков «КХ».

Механическим способом от слога «СА».

Постановка язычно-средненебных звуков «К*», «Г*», «Х*»

Нарушения мягких согласных аналогичны нарушениям твердых согласных. Приемы постановки этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикатвных переднеязычных.

Мягкие ставятся от мягких, так же как и твердые от твердых:

«Г» - ди — ги

«К» - ти — ки

«Х» - си — хи

При постановке звука «К*» от звука «К» нужно попросить ребенка сильнее растянуть губы. Можно, зафиксировать пальцами уголки рта, медленно их растягивать. Ребенок слышит, как меняется акустика звука.

Обычно такие занятия проводятся с маленькими детьми, которые еще не умеют читать, поэтому необходимо использовать картинки:

произносите название изображенного предмета без последнего звука, чтобы ребенок мог закончить слово. Например: ковши (к, слони (к, рожо (к);

попросите назвать пропавший звук или слог слове: (ка)рандаш, (ки)сточ (к)а, (к)раб, (к)ля (к)са;

называйте слова, которые начинаются c других звуков, а ребенок должен подобрать к ним слова на звук [к]: ноготь – коготь, нора — кора, волос – колос;

называйте большой предмет, а ребенок пусть делает из него маленький: рука — ручка, нога — ножка, лапа — лапка.

Речь человека, в том числе и ребенка, целиком отражает степень его развития. Системный подход к воспитанию, включающий и физические упражнения, и чтение книг, и занятия творчеством, дает ключ к красивому и правильному произношению.

Используемая литература:

1. Логопедия. Л. С. Волкова

2. Исправление звукопроизношения. В. М. Акименко

3. Коррекция произношения звуков «К», «Г», «Х». В. В. Коваленко

4. Развитие фонематического восприятия. Т. А. Ткаченко

5. Веселая зарядка для языка. О. А. Новиковская

6. Интернет ресурсы.

7. Артикуляция звуков в графическом изображении Е. В. Новикова

Благодарю за внимание!

МБДОУ детский сад №3 «Катюша»

Доклад по теме:

«Эффективные способы постановки

и автоматизации заднеязычных звуков»

Подготовила учитель-логопед

Лысенко Ю. Ю.

Х. Калинин

2022 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе»Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе» Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мы систематически.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - активизация и актуализация словаря; - развитие лексико-грамматического строя;.

Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими рукамиЛогопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими руками Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах "Кочка за кочкой" своими руками Логопедическое пособие «Кочка за кочкой» предназначено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Постановка звуков [К], [Г]»
Опубликовано: 28 августа 2024 в 18:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Постановка звуков [К], [Г]»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Лысенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД