Лариса Исламова
Автоматизация сонорных звуков с использованием предметных картинок на заданный звук
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация сонорных звуков
с использованием предметных картинок
на заданный зву
к[/b]
Игры и упражнения по автоматизации звуков
в форме словесных диалогов
Разработчик
Исламова Лариса Витальевна
Учитель-логопед МДОУ Детский сад №20
Компенсирующего вида
[/b]
Актуальность
Публикация «Автоматизация сонорных звуков с использованием предметных картинок на заданный звук» размещена в разделах
Известно, что в коррекционной работе с детьми по звукопроизношению этап автоматизации поставленных звуков достаточно длительный и энергозатратный. При этом у дошкольников с речевым недоразвитием отмечается низкий словарный запас, аграматизмы во фразовой речи. При планировании работы логопеду необходимо учитывать дидактические принципы:
• Введение материала «от простого - к сложному»
• Использование игрового вида деятельности
• Доступности
• Ближайшего развития
• Учёта вида мышления дошкольника – наглядно-действенного и наглядно-образного
Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:
1. Автоматизировать корригируемые звуки
2. Обогащать лексический запас
3. Формировать грамматический строй речи
4. Учить строить простые и сложносочинённые предложения
5. Развивать интонационную выразительность
6. Развивать психические процессы – восприятие, воображение
7. Формировать позитивное мышление
Этапы автоматизации звуков (Л, ЛЬ):
• В открытых прямых слогах (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ)
• В слогах со стечением согласных прямых (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными) и обратных (АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными)
• В обратных закрытых слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
Автоматизация звуков (Л) в открытых прямых слогах
(в словах – картинках звук Л в прямых слогах: лак, ладонь, ласточка, лапоть, ложка, потолок, болото, колодец, лук, лужа, Золушка, лыжи, малыш и т. д. )
Предметные картинки разложены на столе «паровозиком» («пирамидкой», «хороводиком») лицевой стороной вниз. Ребёнок, отвечая на вопрос полным предложением, переворачивает картинку и называет слово-предмет.
- Что у тебя в ладошке (У меня в ладошке луна)
- У тебя всё белое
- У тебя всё голубое
- У тебя всё полосатое
- Что под тяжёлым колоколом
- Что под белым, а что под голубым (картинки лежат под белым и под голубым листочком; ребёнок достаёт картинку и отвечает на вопрос, называя слово)
Автоматизация звуков (Л) в слогах со стечением согласных
[/b]
(КЛ, ФЛ, БЛ, ЗЛ, СЛ, БЛ, ПЛ, ТЛ; ЛК, ЛН, ЛС, ЛБ)
(в словах – картинках звук Л в слогах со стечением согласных: флакон, фламинго, платок, кукла, атлас, пловец, слон, клоп, клубника, облако; волна, толстяк, палка, фиалка, полка, вилка, ёлка, столб, вулкан, волшебник т. д.)
- У тебя всё жёлтое (У меня жёлтый флакон)
- Что в лодке плавает
- Что в глубине лужи
- Что на облаке
- Что каталось на облаке (На облаке катался клоун)
- Кто (что тебе приснился)
- Что (кого) заколдовал волшебник (колдун)
Автоматизация звуков (Л) в обратных закрытых слогах
[/b]
(АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
(в словах – картинках звук (Л) в обратных закрытых слогах: пол, стул, стол, футбол, осёл, вол, мел, крокодил, мотоцикл)
- Кто (что) в лодке плавал (В лодке плавал крокодил)
- Что видел осёл
- Что откусил козёл
- Что нарисовал толстяк
- Что съел волк
- О чём (ком) мечтал слон
- Что нашёл слоник
Автоматизация звуков (ЛЬ) в открытых прямых слогах
(в словах – картинках звук (ЛЬ) в прямых слогах: лев, люк, лиса, королева, полено, линейка, кулёк, кулич, поляна, поле, лягушка, лебедь, люди и т. д.)
- Что (кто) твоё любимое (Мой любимый лев)
- Что ты любишь
- Что лиса любит
- Что маленькое
- Что фиолетовое
- Что зелёное
- Что лишнее
- Что нашли в поле
- Что лежит в коляске
- Над чем летит лебедь
- Что любили люди
- Под чем спрятали колючку
- Что ты купишь (Я куплю лису)
Автоматизация звуков (ЛЬ) в слогах со стечением согласных
(в словах – картинках звук (ЛЬ) в слогах со стечением согласных: клякса, ключ, плед, люлька, клюв, котлета, слива, павлин, шляпа, шлёпанцы, шлюпка, плитка, плётка, капля и т. д.)
- Что нашли в лесу (В лесу нашли кляксу)
- Что в люльке
- Что в маленькой люльке
- Что в большой люльке
- Что на ключ закрыли
- Что в клеточке
- Что нарисовали в большой клеточке
- Что нарисовали в большой клеточке
- Что спрятали под шляпой,
- что птица принесла в клюве,
- Что увидели в котлете,
- что прилепили к павлину
Автоматизация звуков (ЛЬ) в обратных слогах
(в словах – картинках звук ЛЬ в обратных слогах: пыль, полька, журавль, бульдог, тролль, король, пальто, пульт, будильник и т. д.)
- Что (кто) тебя клюнул (Меня клюнул бульдог)
- О чём мечтает журавль
- Что клюёт журавль
- Что (кто) любит карамель
- Что (кто) лизнул карамель
- Что (кто) лизнул щавель
- Кому (чему) звенит будильник
- Кого (что) лизнул бульдог
Дифференциация звуков (Л, ЛЬ)
(с картинками со звуками (Л, ЛЬ)
- Что маленькое
- Что большое
- Был маленький, а стал большой
- Что лёгкое
- Что тяжёлое
- Что было тяжёлое, а стало лёгкое
- Что гладкое
- Что колючее
- Что было гладкое, а стало колючее
- Что любит Поля
- Что под белым, а что под зелёным
- Что на полочке лежало
- Чем ты любовался
- Кто плёл плётку для слона
Этапы автоматизации звуков (Р, РЬ):
• В сочетании ДР, ТР
• В открытых прямых слогах (РА, РО,РУ, РЫ, РЭ)
• В слогах со стечением согласных прямых (КРА, ФРА, БРА, ЗРА, (то же самое и с другими гласными) и обратных (АРК, АБР, АТР (то же самое и с другими гласными)
• В обратных закрытых слогах (АР, ОР, УР, ИР, ЕР)
Автоматизация звука (Р) в сочетании ДР, ТР
(в словах – картинках звук (Р) в сочетании ДР, ТР: дрова, друг, трава, тропинка, ведро, квадрат, трасса, патрон, тетрадь, трость, трус, матрас, матрос, труба и т. д.)
- С кем ты дружишь (Я дружу с травой)
- Что (кто) на тропинке
- Что (кого) спрятали в траву
- Что (кто) квадратное
- Кто (что) завыл в трубе
- Что (кого) рисует матрос в тетради
Автоматизация звука (Р) в прямых слогах
[/b]
(в словах – картинках звук (Р) в прямых слогах: роза, рак, руль, корона, рысь, поросёнок, пират, карамель, рубль, ворона, сорока, карась и т. д.)
- У тебя всё розовое (У меня розовая ворона)
- Что на дороге
- Кто (что) катался на карусели
- Чем (кем) ты дорожишь
- Что тебе всего дороже
- Кого (что) заморозили
- Что на дороге бросили
- Что на дороге подобрали
Автоматизация звука (Р) в слогах со стечением согласных
(в словах – картинках звук (Р) в слогах со стечением согласных: кровать, грабли, граница, груша, пруд, круг, крыша, крыса, брошка, кобра, краб и т. д.)
- У тебя всё круглое (У меня круглая крыша)
- У тебя всё яркое
- У тебя всё квадратное
- У тебя всё грустное
- У тебя всё красное
- У тебя всё другое
- Чем ты играл
- Что в журнале
- Что кувыркалось
- Кто (что) врунишка
- Что на рынке продавалось
- Что (кто отражается) в зеркале
- Кто (что не дружит) с грубияном
- У кого (чего) выросли крылья
- С кем (чем) дружит кролик
Автоматизация звука (Р) в обратных слогах
[/b]
(в словах – картинках звук (Р) в обратных слогах: хор, сыр, сор, тир, лямур,
мотор, телевизор, бор и т. д.)
- Кто (что) забрался на забор (На забор забрался хор)
- Кто (что) любит мир
- Кто (что) любит пир
- Кто (что) забрался в шатёр
- Кто (что) играет в компьютер
- Кто (что) любит слушать хор
Автоматизация звука (РЬ) в сочетании ДРЬ, ТР
Ь[/b]
(в словах – картинках звук (РЬ) в сочетании ДРЬ, ТРЬ: матрёшка, трюм, тряпка, три, трюфель, кадриль и т. д.)
- Что приснилось матрёшке (Матрёшке приснился трюфель)
- Чего у тебя по три
- Чего у тебя по тридцать три (по триста тридцать три)
- Что спрятали под тряпочкой
Автоматизация звука (РЬ) в прямых слогах
(в словах – картинках звук (РЬ) в прямых слогах: рюшечки, рис, рисунок, коряга, заря, Боря, Варя, и т. д.)
- Что тебе подарили (Мне подарили рюшечки)
- Что ты рисовал
- Кто (что) захрюкал
- Кого (что) привезли на паровозе
- Что (кто) прямо перед тобой
Автоматизация звука (РЬ) в слогах со стечением согласных
(в словах – картинках звук (РЬ) в слогах со стечением согласных: хрюшка, кр
исталл, пристань, грязь, брюки, брюква, крючок, пряжка и т. д.)
- У тебя всё грязное (У меня грязная хрюшка)
- У тебя всё кривое
- Что ты встряхивал
- На что ты посмотрел
- Что стряпала бабушка
- Кто (что) смотрелся в зеркало
- Что видел в трюме корабля
- С кем (чем) играла матрёшка
Дифференциация звуков (Р - Л)
(с картинками со звуками (Р - Л)
- Кто (что) был весёлый, а стал грустный
- Кто загрустил
- Кто развеселился
- Кто разрушил теремок
- Кого (что) увидел грач
Дифференциация звуков (Л, ЛЬ – Р, РЬ)
(с картинками со звуками (Л, ЛЬ – Р, РЬ)
- Что слева от … - Что справа от …
- На кого (что) смотрел волк
- Что спрятали в ладошках
- Кто дружелюбный
- Кто закрыл дверь на ключ
- Про кого эта история (Эта история про)
- про кого (что) ты прочитал историю
- про кого (что) ты придумал историю
- Кто любовался красной рыбой
- Кто любовался редким крабом