Юлия Шакирова
Пособия для дыхательных упражнений в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Публикация «Пособия для дыхательных упражнений в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Физиологическое, или жизненное дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
У детей без отклонений в развитии, дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.
Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.
Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:
малый объем легких;
слабая дыхательная мускулатура;
слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает конец слова или фразы);
неумелое распределение дыхания по словам - ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)-дём гулять);
торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием» - слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая приводит к искажению звуков.
Следовательно, необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин., в зависимости от возраста детей;
проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхатьв процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.
Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции!
Для того, чтобы дети сохраняли интерес к дыхательным упражнениям постоянно пополняю наглядность.
Представляю вашему вниманию пособия, которые я использую для оформления кабинета и для выполнения дыхательных упражнений. Идею увидела год назад на Маам – мастер – класс необычной ёлочки обклеенной картинками (напоминает любимые мной лоскутные работы в стиле «пэчворк») к сожалению, не добавила в закладки. Ёлочки вырезала из картона, с одной стороны наклеила блестящие обёртки от конфет,
с другой стороны фольгированную бумагу.
Получилось очень ярко и празднично. Дети с удовольствием дули на красивые, переливающиеся елочки.
К осени изготовила листочки по той же технологии; на шаблон из белой бумаги с одной стороны наклеила обёртки от конфет, с другой стороны – однотонную бумагу.