Елена Михайлова
Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств
▼ Скачать + Заказать документы
«Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский |
Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. Дети в этом возрасте эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разные интонации. Наиболее активно они воспринимают произведения малых форм, которые являются прикладными жанрами фольклора.
Публикация «Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает разнообразные стороны действительности.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме. В пословицах нашёл отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.
Я разработала серию занятий с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; объясняю детям происхождение пословиц и поговорок, подчёркивая такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от моего умения применять пословицы и поговорки как можно чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесённое краткое изречение, полное мудрости и юмора, Запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые
нравоучения и уговоры : ведь дети рано начинают реагировать на шутку, на иронию, на смех окружающих.
Сказанное при виде брошенной одежды: «На скорую ручку – комком да в кучку» или «Делано наспех – и сделано на смех», перетрусившему напрасно: «Трусливому зайке и пенёк – волк», «У страха глаза велики, - чего нет, и то видят», - и крепко запомниться, и пояснит малышу лучше скучных поучений.
Дети всегда проявляют интерес к труду взрослого. Некоторые даже изъявляют желание помочь собрать веточки вместе со мной на участке, расставить красиво и аккуратно игрушки в группе. При этом я говорю: «Закончил дело - гуляй смело», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Помимо приобщения детей к труду я ещё здесь закрепляю жанр фольклора – поговорка, объясняю смысл каждой поговорки.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народных традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется завтра», - пишет П. И. Питкасистый, называя их, также пословицы, легенды и т. п. распространёнными средствами народной педагогики. Волков Г. Н. пишет: «В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность».
На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
Наряду с пословицами и поговорками я использую для обогащения речи детей и воспитания их нравственных качеств - прибаутки, в которых
осмеиваются недобросовестность («Сбил, сколотил…», лень («Тит, иди молотить…», трусливость и хвастливость («Собака, что лаешь?», лживость («Ты пирог съел?»). Забавные сатирические диалоги или сценки, процитированные к месту, оказывают большое воспитательное воздействие. Они предельно лаконичны и выразительны. В каждой прибаутке заключен яркий художественный образ.
Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. Дети в этом возрасте эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разные интонации. Наиболее активно они воспринимают произведения малых форм, которые являются прикладными жанрами фольклора.