Галина Мазонка
Пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Только в рамках семьи и посредством деятельности мужа и жены было возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят: «Духовное родство пуще плотского», «Смерть да жена - Богом суждена», «Женился – на век заложился», «Холостой – полчеловека».
Публикация «Пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании» размещена в разделах
В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни : «Женишься раз, а плачешь век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Развод до 1917 года расценивался как тягчайший грех. Говорили: «Женитьба есть, а разженитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье её устойчивость среди других социальных институтов.
Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах : в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.
Рассмотрим пословицы и поговорки, созданные русским народом и собранные В. И. Далем:
«Добрая жена, да жирные щи – другого добра не ищи!»;
«Одному не страшно, двоим веселее»;
«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;
«Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;
«Бабёнка не без ребёнка»;
«Все в семье спят, а невестке молоть велят»;
«У лихой свекрови и сзади глаза»;
«В лесу медведь, а в дому мачеха».
Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящё н этой проблеме:
«Дети – благодать Божья»;
«Живот болит, а детей родит»;
«Горьки родины, а забывчивы»;
«Ребята, что мокрицы – от сырости заводятся»;
«Татьяна хромонога, народила детей много»;
«Плодятся и множатся, что голуби».
Нашё л отражение быстрый рост маленьких детей:
«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;
«Растёт, как пшеничное тесто на опаре».
Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили : «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».
Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребёнка, корми серого котёнка», «У кого детей нет - во грехе живёт».
Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили :
«Мальчик родился - на подмогу, а девочка - на потеху»;
«С сыном дом наживёшь, а с дочкой остаток проживёшь»;
«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесёт»;
«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».
Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Своё дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».
В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания - создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, всё выйдет по Божьи».
Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне сват, кто мне рад», «Сват не сват, был бы добрый человек».
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей :
«Не учили, когда поперёк лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;
«Народила, да не научила»;
«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;
«Умел дитя народить, умей и научить».
Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:
«Не учась и лаптя не сплетёшь»;
«Дорог парень, да не учён»;
«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;
«Голова всему начало, где ум там и толк»;
«Не копьём побивают, а умом»;
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;
«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Труд был одной из важных воспитательных ценностей :
«Без дела жить - небо коптить»;
«Маленькое дело лучше большого безделья»;
«В чужом платье не накрасоваться»;
«Живи всяк своим умом, да своим горбом».
Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом : «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».
Представляют интерес методы воспитания детей в семье : «Засиженное яйцо в семье всегда болтун».
Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания :
«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);
«Блудный сын - ранняя могила отцу»;
«На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница». Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».
Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»; «Дай Бог деток, да дай Бог и путных».
В народе были популярны физические наказания:
«Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманешь»;
«Любимого сына жезлом»;
«Не наказанный сын – бесчестье отцу»;
«Кулаком в спину – то и приголубье сыну».
В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:
«Не всё таской, ино и ласкай»;
«Ласковое слово, что весенний день»;
«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;
«Добро добро покрывает»;
«Дай ему грош, а вишь не хорош»;
«Федюшке дали денежку, а он алтын просит».
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания :
«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;
«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;
«Мать праведна – ограда каменна»;
«Материнская молитва со дна моря вынимает».
Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах : «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;
«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;
«Корми сына до поры: а придёт пора – сын тебя покормит»;
«Всё купишь, а отца - матери не купишь».
Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».
Сказано о печальной участи детей - сирот: «В сиротстве жить - слёзы лить».
Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:
«Клюёт птичка, а и то сыта живёт», «Щей горшок, а сам большой» – это чувство независимости, которое не даёт склонить голову.
Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть голова мёрзнет».
В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».
Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц : «Око видит, да зуб неймёт»; «На хотенье есть терпенье».
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».