Людмила Михайлова
Консультация для родителей «Поощрения и наказания»
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание».
Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрения и наказания“» размещена в разделах
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которых они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
В настоящее время они волнуют всех: учителей, воспитателей, родителей, психологов и самих воспитанников.
Неумелое применение поощрений и наказаний не даёт ожидаемых результатов и играет отрицательную роль в формировании личности, повышается уровень тревожности у ребёнка. Выбор закладывается предпочтительных методов у будущих мам и пап ещё в детстве. Зачастую родители пренебрегают мнением специалистов.
Наказание в словаре русского языка С. И Ожегова «Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».
Виды наказания :
1. Словесное (угроза, оскорбления, унижения, крики, ворчание)
2. Наказание физическое (порка, подзатыльники, шлепки)
Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например: вымещать обиду на тех, кто слабее, младших детях, иногда игрушках. Жестокость порождает жестокость. Проанализировав ситуации, в которых родители бьют детей, то обнаруживается в большинстве неумение взрослых управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Отсюда и проблемы у детей (вспыльчивость, замкнутость, неуравновешенность, повышенный уровень тревожности).
3. Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта)
Учитываем психику детей (сильный стресс, тяжелейшие последствия)
4. Наказание трудом (уроками, чтением)
Наказать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
5. Наказанием лишением (лишением прогулок, сладкого, компьютера)
Проступок- удовольствие на эту неделю отменяются.
Рекомендации
1. Контролировать свои эмоции и действия.
2. Не наказывать ребёнка чтением, трудовыми обязанностями.
3. Будьте справедливы к детям.
4. Наказать, если проступок серьёзный, огорчивший по-настоящему.
5. Себя спросить о целях, прогнозируя возможный результат.
Начать с себя. В психологии очень важное правило, если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Своими глазами посмотрите на ребёнка, вы его знаете лучше. Построить свои замечания с опорой на качество поведения ребёнка, не угрожая ему.
В словаре С. И Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь…»
Совместные действие, сочувствие, подарок- результат поощрения - желание сделать что-то. Поощрения для ребёнка - положительная оценка его поведения или деятельности. В результате позитивное поведение ребёнка вызывает чувство удовлетворения и желание испытать это чувство ещё раз. Похвала простая или сложная. Действенная похвала должна быть конкретной (оценить усилия, действия ребёнка, а не его самого).