Елена Воронова
Родительское собрание «Меры поощрения и наказания»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Меры поощрения и наказания».
«Если мы до сих пор применяем
поощрения и наказания, то это
показывает несовершенство нашего
искусства воспитания. Лучше, если
воспитатель добьётся того, чтобы
поощрения и наказания станут
ненужными». К. Д. Ушинский.
Публикация «Родительское собрание „Меры поощрения и наказания“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.
Задачи:
1. Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка.
2. Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;
3. Ознакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрений и наказаний.
Форма проведения: традиционное собрание.
Ход собрания
Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния. Они представляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям ребёнка.
Я думаю, каждый из вас имеет своё мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, и сегодня мне бы хотелось ещё раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.
Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем» Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определённые усилия, следуя намеченным путём.
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися?
Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада на успех, либо на неудачах, таким образом, ребёнок получает важную информацию о себе, которая ложиться в основу «образа Я» и самооценки сына или дочери.
Поощрение положительных проявлений и поступков ребёнка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных вилах и внутреннюю тревожность. Каким - же мы хотим вырастить своего ребёнка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.
Наказания и поощрения должны строиться на точном и всестороннем учёте индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой – то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.
Формы и виды поощрений :
Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность.
Виды поощрений весьма разнообразны :
• одобрение;
• ободрение;
• похвала;
• благодарность;
• предоставление почётных прав и т. д.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.
Важно соблюдать определённые требования к поощрению :
1. Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка мотивировалось и направлялось не на стремление получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребёнок не только, когда он добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.
3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребёнка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребёнка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремлённость и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
5. Главное в воспитании – соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребёнком.
- За что не следует хвалить:
• За то, что получено от природы;
• Из жалости (дети это чувствуют);
• Второй раз за одно и то же достижение;
• За то, что достигнуто не своим трудом;
• Из-за желания понравиться.
«Как поощрять ребёнка в семье?»
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребё нку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребё нка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмёт руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением»- это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка : в День рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы – поощрения и т. д.
7. Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявление к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.
9. Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребё нка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распоряжается, и обсудить это с ним.
12. Отличным поощрением для ребёнка является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство доверия и искренности.
13. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
14. Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.
Наказание, как утверждают психологи, имеет тройное значение.
Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведением. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причинённого кому – либо ущерба.
Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Но третье главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определённое отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимися. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый и принимает.
Если за любую ошибку ребёнка ждёт наказание и ничего больше, ребёнок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Важным условием в использовании наказаний является соблюдение меры.
Очень важно разделять мелкие и серьёзные нарушения. Выбирая способ наказания, родители должны помнить, что физические наказания унижают ребёнка и способствуют развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое.
Для того чтобы наказание было эффективным и не нарушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать правила:
1. Наказание должно соответствовать проступку ребёнка и помогать его исправить. (Если ребёнок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки).
2. Ребёнок может быть наказан только за свой проступок. (Если один из братьев получил плохую оценку, не могут быть наказаны оба брата).
3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. (Родители говорят ребёнку, что за беспорядок в комнате он не пойдёт в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь).
4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. (Нет смысла постоянно повторять ребё нку: «Если ты сделаешь это ещё раз – я тебя накажу» - гораздо эффективнее наказать ребёнка один раз.)
5. В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, отложить покупку велосипеда.
6. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребёнок старается и у него не получается.
Очень важно помогать ребенку разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьёзным был проступок. Помогая ребёнку выяснить мотивы поведения, вы способствуете формированию у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребёнку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете неуспешность на успех.
Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.
Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо для нормального развития.
Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет ребёнку понять и принять ваши требования, причины вашего воздействий и последствия своих поступков.
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая — мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.
Цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».