Каразеева Олеся
Консультация для родителей «Система поощрения и наказания в взаимодействии с ребёнком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения консультации : профилактика жестокого обращения с детьми, формирование конструктивного взаимодействия родителей и детей, гармонизация детско – родительских отношений.
Наказания… Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и поэтому ядовитых средствах, тем лучше.
К. Д. Ушинский
Трудно себе представить семью, где царило бы полное безразличие к хорошим или плохим поступкам детей. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания, соревнования.
Публикация «Консультация для родителей „Система поощрения и наказания в взаимодействии с ребёнком“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение.
- Что вы чувствуете, когда вас поощряют, хвалят? (радость, гордость).
Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения.
А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок - это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Печальные результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу запугать ребёнка, особенно это касается порки. Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте ребенку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в детском саду, в школе, в обществе. Так создаются основы для более широкого конфликта ребенка с окружающими. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждения, частые напоминания о прошлых проступков. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет.
Правила воспитательных мер
1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушения детьми ваших установок и ограничений. Если ребенок в раннем возрасте почувствует, что в каких – то случаях ему это может сойти с рук, он будет часто вести себя недозволенным образом.
2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу – он просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т. к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае какое наказание уместно за проступок - осуждение, ограничение, лишение, возмещение.
Важно установить разумные ограничения:
1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату».
2. Все ограничения необходимы быть в соответствии возрасту.
По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать.
Правила должны учитывать и опыт ребёнка.
3. Ограничения не должны ущемлять достоинства ребенка.
Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку.
4. Ограничения должны быть выполнимыми.
Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания.
Если запрет будет нарушен, то существуют два основных типа мер воздействия:
• Лишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, ходить гулять).
• Возмещение. Если нанесён какой – то урон, он должен быть возмещён или сведён к минимуму.
Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка. Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
Правило 2
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много. Это правило предполагает особое чувство меры, особую мудрость взрослого в решении вопросов о «можно», «следует», и «нельзя».
Правило 3
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится властным, агрессивным тоном, то становится трудным вдвойне. Так на вопрос «Почему нельзя?», не стоит отвечать: «Я так хочу», «Нельзя и всё!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Правило 4
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать.
Правило 5
Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: много прыгают, открывают, разбирают, танцуют, разговаривают и обсуждают что-то слишком громко.
Всё это проявления естественных потребностей детей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам, взрослым, надо бегать, двигаться, пробовать свои силы. Запрещать такие действия всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях. К сожалению, легче замечают плохое поведение. Некоторые взрослые совершают большую ошибку, часто применяя к ребёнку нелестные эпитеты, называя его тупицей, жадиной, хулиганом. Постоянное использование негативных ярлыков формирует у ребёнка низкую самооценку.
Простейшей формой поощрения является похвала.
1. Похвала должна быть конкретной (мне нравится, что ты убрал свои игрушки, комнату, аккуратно сложил свою одежду и т. д);
2. Действенная похвала должна быть незамедлительной
и искренней (большинство детей чувствуют фальш);
3. Похвала будет эффективной, если звучит не слишком часто – нельзя «захваливать» ребёнка.
Как не следует хвалить
Не следует хвалить ребенка за то, что достигнуто не его трудом – физическим, умственным или душевным. Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность – всё это природные способности, а хвалить за отвагу, смелость и т. д. Больше двух раз за одно и тоже нет необходимости хвалить. Так же не следует хвалить из жалости, из желания понравиться. В похвалах нуждается каждый человек, каждый ребёнок. Но у каждого своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении.
Памятка о наказании
Наказывая, необходимо помнить, что наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, не наказывайте. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного.
Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
Ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых. Не унижайте ребёнка. Если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова. Рассмотрим, в каких случаях наказание безрезультатно. Например, бессистемное наказание (то наказывают, то нет за одно и тоже). В том случае, если ребёнок более сильный или упрямый. Так же «неожиданное» наказание будет безрезультатным (до этого не наказывали за данный проступок). Слишком мягкий тон взрослого для озвучивания наказания для ребенка не походит.