МААМ-картинки

Семинар-практикум «Поощрение и наказание»

Расима Ахметова
Семинар-практикум «Поощрение и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум : «Поощрение и наказание»

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

• Листы бумаги А4

• Ручки

• Проектор, компьтер

Публикация «Семинар-практикум „Поощрение и наказание“» размещена в разделах

Подготовительная работа к собранию:

Анкетирование детей.

1. Мотивация деятельности

Что изображено на картинке?

– Губка (родители).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

2. Постановка цели и задач собрания

- Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, а тему нам подскажет восточная притча “Все оставляет свой след” видео

Обсуждение с постановкой цели

Вывод: от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности.

Как вы думаете, что такое наказание?

Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований, нарушил принятые правила нормы поведения («Толковый словарь».В. Даля)

Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас. В древности наказания применялись для того, чтобы заставить выполнять требования силой, угрозой, боязнью.

- Как вы относитесь к телесным наказаниям?

Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время, и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала они привыкают к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: «Что делать дальше?». Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего, скажите бояться, если ты с детства приучен к ремню. Только что делать, когда даже ремень теряет свою эффективность, можно конечно ужесточить наказание, но боюсь что это ужесточение можно назвать пытками.

- Какие виды наказания Вы применяете к своим детям?

3. Практическое задание

- Выполните следующее задание:

Задание первое:

- Возьмите лист бумаги и карандашом обведите свою левую руку, затем в каждом пальце напишите слова, какими вы ругаете своего ребенка. Перечислите.

- Как Вы думаете, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания?

- Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.

- Если ребенка все время наказывать, то каким он вырастит?

- Озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребенка, отдавать ему свое сердце, нежность ласку.

- Первый и главный совет: обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребенку нежные, одобряющие слова. Ребенка необходимо обнимать не менее четырех раз в день.

Таким образом, что такое Семья для ребенка?

Семья - это его эмоциональный тыл. Детям нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту и рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

Задание второе:

Что такое похвала?

- Выполните еще одно задание: Обведите правую руку и напишите слова, которые Вы используете при поощрении ребенка.

- Да, каждому из нас, в том числе и ребенку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребенком надо все время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями.

- Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

Анализ анкетирования детей

Всего обследовано: 27 человек

№ Утверждения Варианты ответов Количество ответов %

1. Родители наказывают меня… Если я долго играю в телефон, на планшете 2 7,4

Я бегаю 1 3,7

Меня не наказывают 5 18,5

Получил 2 или 3 7 25,9

Делают замечание 1 3,7

Плохо веду себя 2 7,4

Неправильно пишу домашнее задание 3 11,1

Плачу 1 3,7

Разобью тарелку, уроню вазу 2 7,4

Пришел в 6 ч. вечера 1 3,7

После школы 1 3,7

Не мою полы 1 3,7

2. Меня хвалят, если… Помогаю маме 1 3,7

Когда уроки сделал 3 11,1

Я получаю хорошие отметки 16 59,2

убираюсь 4 14,8

Красивый почерк 1 3,7

Помогаю по дому, убираю игрушки 5 18,5

Почистил зубы 1 3,7

На турнире забиваю голы 1 3,7

3. Родители наказывают меня… Кричат на меня 15 55,5

Называют обидными словами 6 22,2

Запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере 10 37

запрещают гулять 6 22,2

ставят в угол, наказывают ремнём 6 22,2

Наказывают телефоном 1 3,7

Не разрешают идти в гости 1 3,7

4. Родители поощряют меня. хвалят меня 15 55,5

дарят подарки 5 18,5

покупают вещи, сладости 6 22,2

что-то разрешают 15 55,5

дают деньги 6 22,2

Ведут журнал 1 3,7

обнимают 1 3,7

Разрешают идти в гости 1 3,7

Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Подведем итог: правила по поощрению и наказанию детей

7 правил известного психотерапевта В. Леви “Важно помнить” :

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Как поощрять ребенка в семье

1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".

2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.

3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.

4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

“Ласковые ладошки” подарить родителям

(Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)

Приложение 1

Анкета для детей “Поощрение и наказание”

1. Меня наказывают, если.

2. Меня хвалят, если.

3. Родители наказывают меня. (подчеркни как)

а) кричат на меня

б) называют обидными словами

в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

г) запрещают гулять

д) ставят в угол, наказывают ремнём

е)свой вариант___

4. Родители поощряют меня. (подчеркни как)

а) хвалят меня

б) дарят подарки

в) покупают вещи

г) что-то разрешают

д) дают деньги

е) свой вариант___

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение в семье» СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ Наказание- это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его - сделать более весомыми.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Поощрение и наказание»
Опубликовано: 31 декабря 2019 в 10:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Поощрение и наказание»» (включая файлы) размещена пользователем Расима Ахметова (УИ 602011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД