Екатерина Ромашова
Портфолио проекта «Мастерами славится земля» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 г. Льгова»
Портфолио проекта
по декоративно-прикладному искусству
на тему: «Мастерами славится земля»
(долгосрочный)
Воспитатель:
Одинцова Т. И.
2021-2022 уч. год
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
Публикация «Портфолио проекта „Мастерами славится земля“ (старшая группа)» размещена в разделах
сохранено, что народ пронес через столетия».
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта : творчески – информационный
Срок реализации: сентябрь – май
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
Актуальность проекта :
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.
За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Выбранная нашей группой тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Проблема:Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому мы перед собой поставили цель:
Цель: Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев хохломских изделий, гжельской посуды и каргопольской игрушки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Гипотеза:
Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Условия реализации проекта :
• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
• Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
• Создание эстетически-развивающей среды.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Для повышения интереса в работе использую различные
Методы и приемы:
•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий).
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий).
• Эвристический (развитие находчивости и активности).
•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
• Мотивационный (убеждение, поощрение).
•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Методическое обеспечение проекта :
• Предметно-развивающая среда: выставки, подготовка материала.
•Включение в образовательные ситуации игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.
•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.
• Моральное поощрение инициативы и творчества.
• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта :
• Индивидуально-творческая деятельность.
• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).
•Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.
• Просмотр видеофильмов.
•Роспись шаблонов хохломской, гжельской росписи.
•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.
•Дидактические игры.
• Самостоятельная творческая деятельность детей.
• Выставка детского творчества.
Формы работа с родителями по реализации проекта :
•Папки-передвижки.
• Консультации, рекомендации.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
• Методические рекомендации.
•Консультации.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Подготовительный этап (сентябрь)
2. Основной этап (сентябрь – апрель)
3. Заключительный (май)
Ожидаемый результат:
Старшая группа :
• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи
• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: каргопольская игрушка, хохломская роспись, гжельская роспись.
• Умеют создавать декоративные композиции по мотивам хохломских, каргопольских, гжельских узоров;
• Умеют выделять элементы хохломской, гжельской, каргопольской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Перспективное планирование проекта
Этапы проекта Мероприятия Цели Ответственные Сроки выполнения
1. подготовительный
1. Определение темы и цели проекта.
Формирование проблемы, цели, задач, конечного результата Воспитатель Сентябрь 2021
2. Определение уровня знаний детей о народных традициях
2. Подготовка к планомерному проведению проекта
Воспитатель Сентябрь 2021
3. Разработка плана осуществления проекта.
3. Запланировать все необходимые мероприятия для достижения поставленной цели. Воспитатель Сентябрь 2021
4. Сбор и накопление материала
4. Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у ребенка интереса к семейным традициям, которые помогут сформировать в ребёнке эстетический вкус, национальную гордость за мастерство русского народа.
Воспитатель, родители Сентябрь 2021
5. Вхождение родителей в проблему
Консультация: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными способностями
Воспитатель, родители Сентябрь 2021
2 этап
Основной
1.«Золотая Хохлома»
«Народные промыслы»
«Укрась горшочек»
Знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
Воспитатель Октябрь 2021
Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
Познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи.
Воспитатель Октябрь
2021
Беседа с детьми о Хохломском промысле.
Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. Воспитатель Октябрь
2022
Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
Разучить стихотворения, Формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию; развивать память. Воспитатель Ноябрь 2021
Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи. Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров. Воспитатель Ноябрь
2021
Рисование «Праздничное блюдо».
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Воспитатель Декабрь
2021
2.«Сказочная Гжель»
Беседа «Сине-голубое чудо».
Рассматривание узоров гжельской росписи.
Чтение:
авторская сказка
М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;
легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;
стихотворения о Гжели;
Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели» Познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам, композиции украшения, технике росписи. Воспитатель Январь
2022
Знакомство с техникой рисования гжельской розы.
познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме
Воспитатель Февраль
2022
Прорисовка элементов гжельской росписи на узкой полосе
Формировать умение составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три). Воспитатель Март
2022
Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
Формировать умение детей рисовать элемент гжельского узора - «розу», продолжить работу по формированию навыка работы всей кистью, её концом, закреплять знания об элементах гжельской росписи, о декоративно – прикладном искусстве Воспитатель Март
2022
3.«Каргопольская игрушка»
Просмотр видеоролика из серии «Народная игрушка из глины».
Рассматривание картинок знакомых народных игрушек из глины. Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Воспитатель Апрель
2022
Лепка «лошадок» из пластилина. Подбор иллюстраций для выставки.
Формировать навыки изготовления изделия из целого куска. Способствовать воспитанию творческой индивидуальности и самобытности. Воспитатель Апрель
2022
Оформление выставки детско-родительских работ «Мы- умельцы-мастера!» Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитатель Май
2022
4. Итоговое мероприятие «Мастера земли русской» Закрепить знания детей о народных промыслах Развивать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства. Воспитатель Май
2022