Анастасия Журавлева
Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема межличностных отношений между людьми является предметом исследований различных наук, в частности педагогики и психологии. Любой человек является личностью, наделенной своей системой идеалов, ценностей, взглядов и приоритетов. Однако, становление его как личности уникальной и неповторимой неразрывно от процесса взаимодействия с социумом. Общаясь, встречаясь, знакомясь с окружающими людьми, происходит закладка фундамента межличностных отношений, а значит и развития личности. Таким образом, процесс взаимодействия человека с окружающими, умение общаться и налаживать контакты с другими людьми, можно определить как межличностные отношения, характеризующиеся взаимопониманием, взаимопомощью, доверием, эмпатией.
Публикация «Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В нашем исследовании будем делать акцент на следующем определении: межличностные отношения — это особая система установок и ориентаций, в которой восприятие и оценка людьми друг друга происходит в процессе постоянного взаимодействия [8].
Общение, межличностные отношения – это та характерная черта, которая отличает человека от мира животных. Преимущества этих характеристик заключается в том, что их можно развивать, корректировать и совершенствовать. А потому важно вовремя обратить внимание на коммуникативную составляющую жизни ребенка, научить его понимать самого себя и окружающих.
Характер межличностных отношений складывается из следующих элементов:
1) понимание и принятие друг друга;
2) расположение и влечение друг к другу;
3) непосредственное взаимодействие [9].
В системе межличностных отношений выделяются три основных компонента:
- когнитивный (гностический, включающий все познавательно-психические процессы, направленные на познание психологических особенностей взаимодействующих друг с другом людей, которые позволяют понять, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;
- эмоциональный (аффективный) компонент, включающий любые переживания людей, которые возникают из-за процесса взаимоотношений;
- поведенческий (регулятивный) компонент, включающий в себя различные элементы невербальной коммуникации и коммуникативные умения, а также поступки, действия, отражающие собственные взгляды на процесс межличностного взаимодействия. Поведенческий компонент отражается в конкретных действиях, например доброжелательности и последующем продуктивном сотрудничестве или наоборот, проблемам в общении, приводящим к полному отказу от него. Следует отметить, что именно поведенческий компонент является главным в формировании взаимоотношений [28].
Существует несколько классификаций межличностных отношений. Так, А. Н. Сухов и А. А. Деркач выделяют пять основных видов межличностных отношений :
- отношения, складывающиеся в процессе производственной или учебной деятельности;
- отношения, складывающиеся вне трудовой сферы – в быту, на отдыхе;
- отношения, носящие нормативный характер, которые закреплены какими-либо официальными документами;
- отношения, складывающиеся на личностных предпочтениях – авторитете, привязанности, симпатии и др. [25].
Кроме того, межличностные отношения подразделяются на :
- позитивные (симпатия, товарищество,
- негативные (антипатия, нетермимость, злобность, враждебность,
- нейтральные (равнодушие, беспринципность, эгоцентризм, самолюбие).
Выделяются несколько этапов в процессе становления межличностных отношений :
- первый этап, на котором происходит первое знакомство, установление обоюдных контактов, взаимооценки, от слаженности которых зависит характер дальнейших отношений;
- второй этап, на котором происходит завязывание дружеских отношений, формируется внутренняя система когнитивного и эмоционального компонента межличностных отношений;
- третий этап, на котором происходит укрепление дружеских отношений, строящихся на доверии друг к другу [11]
Проблема межличностных отношений в дошкольном возрасте была предметом исследований у большого количества учёных. Однако наиболее активное исследование межличностных отношений дошкольников началось в 30-е годы прошлого века. В трудах А. С. Макаренко были представлены результаты исследований взаимоотношений личности и коллектива. В середине 20 века появилось большое количество исследований, посвященных проблемам межличностных отношений в дошкольном периоде [19].
Значительный вклад в исследование межличностных отношений внес Л. С. Выготский. Согласно его теории на развитие личности, эмоциональной, познавательной сферы, самосознания человека влияют социокультурные факторы [8].
Изучением межличностных отношений занимался В. Н. Мясищев. По его мнению, отношение человека к своему внутреннему миру является результатом пережитого опыта межличностных отношений [5].
В работах Л. А. Рояк отражены результаты социометрических исследований по изучению возможных нарушений в общении детей дошкольного возраста, приведены такие понятия как «изоляция» детей от коллектива. Наибольшее распространение социометрическое исследование получило благодаря изучениям Я. Л. Коломинского, Л. И. Ушанского. Общение как неотъемлемую часть межличностных отношений рассматривали Б. Ф. Ломов, А. Горянина [5, 9]. Межличностное общение дошкольников с позиции самых разных аспектов рассматривали многие отечественные педагоги и психологи - В. Бехтеров, Л. Выготский, А. Залужный, А. Петровский, Д. Эльконин [8, 9] и др.
Процесс взаимоотношений с окружающими впервые зарождается и начинает усиленно развиваться в дошкольном возрасте и связан с началом вхождения ребенка в «детсадовский» коллектив. В период начала дошкольного возраста ребенок впервые переступает порог дошкольной образовательной организации, где сразу же попадает в коллектив сверстников. Его социальные границы расширяются, он находится в процессе постоянного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и с педагогами. Полученный первый опыт закладывает фундамент для последующего развития и становления личности ребенка. Характер взаимоотношений дошкольника со сверстниками, положение его в группе детского сада определяют развитие личности в целом. Именно поэтому важно, чтобы ребенок как можно раньше адаптировался в коллективе и занял благоприятный статус, от которого будет зависеть отношение сверстников и личностное благополучие ребенка. Как правило, в группе дошкольников присутствуют несколько ребят, к которым обычно «тянется» группа, с ними хотят дружить, общаться, с ними делятся игрушками, в случае необходимости стараются оказать помощь и поддержку. Но, к сожалению, есть и такие ребята, с которыми отказываются общаться, избегают совместных игр и другой деятельности.
Такая «популярность» или «непопулярность» дошкольников зависит от различных факторов – особенностей поведения, познавательного развития, внешнего вида и прочих. Дружба и совместные игры, ссоры и примирения, обиды и слезы, другие самые разнообразные эмоции особенно остро переживаются дошкольниками. При этом взрослые порой не придают особого значения этому буйству разнообразных красок чувств и эмоций. А ведь именно этот опыт, полученный при установлении первых взаимоотношений очень важен для развития ребенка, и является определяющим на его жизненном пути [9].
Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте проходит сложнейший путь. Принято выделять 3 основных этапа в становлении взаимоотношений :
1. В младшем дошкольном возрасте в структуре межличностных отношений ведущим является индифферентно-доброжелательное отношение к окружающим детям. Для ребенка еще не представляют интереса действия сверстника и их оценка со стороны окружающих. Возникающие проблемные ситуации в отношении со сверстниками, как правило, решаются в пользу других – ребенок без проблем отдает свою игрушку, уступает место в игровой деятельности. Таким образом, сверстник еще не играет значительной роли, но в то же время он уже влияет на эмоциональную сферу ребенка. Наблюдая за детьми-трехлетками, можно видеть, как они заражаются эмоциональным состоянием своих сверстников, быстро вовлекаются в игру.
2. В среднем дошкольном возрасте, в период между 4–5 годами, происходит резкий перелом в отношениях со сверстниками. Картина взаимодействия окрашивается другими, более эмоциональными красками. Теперь в центре внимания дошкольника находятся действия сверстников, он следит за оценкой взрослых и сам оценивает их. Любая реакция на оценку протекает очень бурно, потому что сверстник теперь является отражением самого себя. Именно на этот период приходится большое количество конфликтов, впервые появляются такие явления как зависть, обида, ревность.
3. К завершению дошкольного возраста около 6–7 лет действия дошкольника приобретают просоциальный характер, происходит эмоциональная вовлеченность в любую деятельность и переживания сверстника. Возникают такие явления как бескорыстная помощь сверстникам, сочувствие и сопереживание. Сверстник теперь не просто отражение в зеркале собственного «Я», он воспринимается как личность самоценная, уникальная, важная и интересная. К концу дошкольного периода возникает личностное начало в отношениях детей к самому себе [13, 16].
Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте являются центральным новообразованием в структуре личности и характеризуются качественно новой социальной ступенью развития детей, что объясняет повышенный интерес ученых и исследователей к процессу становления взаимоотношений. От грамотной организации процесса межличностного взаимодействия дошкольников зависит успех развития личности в целом.