Анна Тимчишина
Помпонная техника как средство сенсорного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Помпонная техника,
как средство сенсорного развития младших дошкольников.
Всем известно, что младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребенка. Дети знакомятся с окружающей действительностью, особенностью ее объектов и явлений. В это время необходимо помочь им получить разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Насколько высок уровень сенсорного развития ребенка, настолько успешно его умственное, физическое, эстетическое воспитание, т. е. в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Помпонная техника как средство сенсорного развития младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Проведенные психологами исследования, показали, что недостаточная точность и гибкость восприятия ребенка вызывает значительные трудности, возникающие перед ним в ходе начального обучения. Низкий уровень сенсорного развития впоследствии снижает возможность развития любой человеческой деятельности в целом, особенно творческой. Современные родители не всегда понимают данную проблему. Для них дать ребенку возможность беспрепятственно познавать мир означает лишние хлопоты: стирка вещей, уборка комнат после детской игры, т. к. дети-исследователи обязательно наведут беспорядок вокруг себя, испачкаются, что-то поломают или разберут. А именно такая игра дает ребенку возможность узнать качества и свойства окружающего мира.
Для решения вопросов сенсорного развития наших воспитанников решили использовать нетрадиционный подход – «помпонную технику».
Нами была составлена методическая разработка, цель которой: использование помпонной техники для развития сенсорных способностей детей 3-х летнего возраста.
Задачи:
1. Создать условия для овладения детьми системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах предметов.
2. Способствовать формированию у детей перцептивных действий в работе с помпонами.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать интерес к творческой деятельности, усидчивость, умение доделывать начатое дело до конца.
Первым этапом работы стала организация предметно-развивающей среды, а именно, насыщение ее различными сенсорными материалами и, прежде всего, помпонами. В уголоке для сенсорного развития помимо шнурков, лент, строительного материала, бумаги, бусин, шариков, свистулек, тканей разной фактуры, природного материала, разместили корзиночки с помпонами из разных ниток, разного размера, цвета, величины.
Уголок художественного творчества пополнили загатовками с липкой основой и помпонами для создания картин-понно, объемных фигур. Для сюжетно-ролевых игр были изготовлены игрушки - овощи, фрукты, куклы, зверюшки, пирожное, морожное, торты из помпонов.
Интерьер группы украсили помпонами – декорировали шторы, развесили панно из помпонов, в игровых уголках положили на пол коврики.
Следующим этапом стало описание средств, методов и форм работы. Работа по развитию сенсорных способностей детей посредством помпонной техники проводилась нами во всех видах детской деятельности:
1. Использовались авторские дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные коврики», «Бусы для Маруси», «Зайка серый – зайка белый», «Укрась ёлочку», «Большой – маленький медведь», «Солнышко для цыпленка», «Лесная поляна с цветочками», т. д. Дети учились различать помпоны по цвету, форме, величине, фактуре, чередовать их по данным признакам в различном порядке на дорожках из фетра, узнавать материал помпона на ощупь, например, помпон с жесткой фактурой – ёжик, с мягкой – мышка. Развивая слуховое восприятие, использовали игры: «Шуршит мышка в норке», «Шелестят листочки на ветру», «т. д.
2. В художественно-творческой деятельности, особенно любимой детьми, учили делать из помпонов игрушки : зайца, мышку, улитку, цыпленка, медвежонка, т. д. Обращали внимание на сходство с предметом, закрепляя знания, чем похожа настоящая мышь и мышка из помпонов. Таким образом, развивали речь малышей.
Прикрепляя помпоны к липкой поверхности заготовок, дети создавали различные объемные поделки: нарядную ёлочку, осеннее дерево, радугу, домик для синички, т. д. Вместе с другими перцептивными навыками развивали глазомер, размещая помпоны на определенном расстоянии друг от друга: близко - подальше, и соблюдать это расстояние при изготовлении поделки. Сложность возникала при создании «полосатых поделок». Детям не всегда удавалось изобразить четкое чередование полос. Для приобретения данного навыка им давались разлинованные заготовки.
Большой стимул изготовления поделок из помпонов – подарки мамам на 8 марта. По желанию дети мастерили букеты пушистых разноцветных цветов, заколки, бусы и браслеты. Помпоны и технику изготовления дети выбирали сами, демонстрируя приобретенные навыки.
3. В сюжетно-ролевых играх дети с удовольствием использовали уже изготовленные игрушки: варили компоты из фруктов из помпонов, щи для куклы из капусты, картошки, лука из помпонов, приглашали гостей на чай с кондитерскими изделиями. В игре дети описывали покупку: цвет, форму, размер, вкус, аромат, закрепляя чувственный опыт.
4. Использование помпонов в подвижных играх делало их интереснее и привлекательнее для детей. В играх: «Попади в цель», «Цветные автомобили», «Перекинь через веревку», «Кто больше и быстрее соберет помпонов», «Я бросаю – ты лови», вместе с двигательными навыками развивали умение быстро собрать помпоны определенного цвета, сложить их в корзины разного размера, перекинуть через веревку такого же или другого цвета, или, как ориентир для самолетов. В салочки с мячом-помпоном играть безопасно и весело!
5. Для снижения эмоционального фона: перед сном, во время каприз, взбудораженного состояния, игрушки из помпонов – самое надежное средство! Они успакаивают детей, снимают психологическую нагрузку. Для сна мы изготовили «Игрушки-помпушки». Это мягкие, размером с мяч, глазастые и улыбчивые шары с ручками и ножками, которые стали настоящими друзьями для малышей.
Без участия родителей наших воспитанников мы не добились бы высоких результатов. Познакомив их на родительском собрании с темой сенсорного развития ребенка, и, предложив в качестве средства помпоны, мы получили положительный ответ. Родители с энтузиазмом включились в работу: изготавливали разные помпоны, конструировали из фетра глаза, улыбки, ушки, шапочки для помпонных игрушек, приняли участием в развлечениях : «Волшебный помпон», «Как помпончик Сеня друзей искал». Конкурс «Декор из помпона» позволил им проявить свои творческие способности, реализовать авторские задумки.
В результате систематической и планомерной работы уровень сенсорного развития наших воспитанников значительно повысился. Дети анализируют и определяют все признаки предмета. Опираясь на чувственный опыт, могут назвать вкус, запах, звук, например, издаваемый предметом при падении, определить его тяжесть. Теперь мы точно знаем, что помпоны – дешевый и простой в изготовлении материал, с помощью которого можно помочь детям успешно освоить сенсорные эталоны, развить перцептивные действия и просто порадовать!