Ильмира Ринатовна Хасанова
Польза пластилинографии для детей дошкольного возраста. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.
Публикация «Польза пластилинографии для детей дошкольного возраста, Фотоотчет» размещена в разделах
Помимо всего прочего, пластилинография учит детей внимательности. Хорошо влияет на развитие мелкой моторики, закрепляет познания в области смешения и сочетания различных цветов, что связано со спецификой работы с пластилином. Цвета в этом материале смешиваются гораздо медленнее, чем в красках, что позволяет хорошо запомнить сам процесс и краски, в нем участвовавшие.
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
Занимаясь на уроках пластилинографии, дошкольники в уютной и комфортной атмосфере становятся обладателями важных знаний и умений, которые обязательно пригодятся им в процессе школьного обучения. Такие занятия помогают правильно и всесторонне развить малыша, сформировать целостную творческую личность, почувствовать себя единым целым с природой, познакомиться с миром разных предметов. Кроме того, такое занятие тренирует усидчивость и терпение, а эти качества не станут лишними в школе.
Хотя бы одно занятие пластилинографией в неделю и ваш малыш почувствует себя не только учеником, но и творцом чего-то нового и уникального. Как только ребенок осознает свои первые успехи в работе, у него обязательно появится желание пробовать дальше. При чем, уже не обязательно под присмотром учителя, а и самостоятельно, в домашней обстановке.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография" Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности. Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, «пластилинография» влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид творчества благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы работы с пластилином, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Самостоятельно фантазируют и применяют полученные знания на практике.
Занятия пластилинографией дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности. Занятие пластилинографией с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, помогает улучшить у них навыки мелкой моторики, добиться согласованности движений пальцев рук. Таким способом у ребенка вырабатывается сосредоточенность и концентрация внимания. Кроме того, занятия пластилинографией способствует улучшению памяти и развитию фантазии у детей с ОВЗ.