Людмила Гуркина
Польза общения разновозрастных детей
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе подобного общения педагоги, как и психологи, сообщили миру уже давно. Здесь налицо развитие как младшего, так и старшего ребенка.
Продемонстрирую это на примере одной прогулки.
Самокатно-велосипедная прогулка с целью осуществить чаепитие на свежем воздухе в одном из городских парков. Я, как взрослый, только наблюдала и фиксировала (иногда делая фото) общение двух мальчиков. Разница в возрасте составляет 5 лет. Старшему, Сереже – 11 лет, уже учится в 5 классе и чувствует себя рядом с 6-летним Колей очень взрослым. При любом удобном случае проявляет трогательную опеку. С готовностью отвечает на все вопросы младшего (а их, ох, как много бывает) с видом эксперта.
Публикация «Польза общения разновозрастных детей» размещена в разделах
Во время их встреч я, как правило, стараюсь «уйти в тень» и с удовольствием занимаю позицию наблюдателя, отмечая для себя особенности их взаимодействия.
Итак, вот некоторые из них. На первой остановке для поднятия тонуса глотком чая, Сережа научил младшего, как быстро остудить чай, раскручивающими движениями делая водоворот в стакане, обратил внимание на то, что над стаканом стало больше подниматься пара. И даже пояснил, что это молекулы воды в виде пара поднимаются вверх. И сразу провел аналогию с круговоротом воды в природе. На что Коля тут же среагировал встречным пояснением этого явления. Вспомнил ведь, как участвовал в подобных экспериментах во время посещения Планетария.
Рюкзак собран, все грузимся на велосипеды-самокаты и едем по живописным дорожкам парка. А вокруг Красота! Осень во всем своем великолепии.
Пришел черед младшего блеснуть своими знаниями. Увидит красивый лист, остановится, поднимет его и: «Я знаю с какого он дерева!» Так начинаются соревнование Кто лучше знает деревья родного края. Я только улыбаюсь и радуюсь этому. Продолжаю играть роль пассивного наблюдателя.
Вспоминаю, как знакомила Колю с этой темой. После пятиминутного показа-рассказа я услышала: «Мама, а можно я пойду уже поиграю?»…
А вот кормушка. И смотрит на нас умненькими глазками белочка. У нас приготовлены для нее орешки. Мальчики подсказывают друг другу как правильно угостить ее, не напугав.
Едем дальше. Небольшой прудик перед нами, а по берегам скамеечки, зовущие отдохнуть и попить еще горячего чая.
Присели. Отдыхаем, созерцаем, жуем бананы и шоколад. И тут Сережа со словами «Хочу почувствовать себя Пришвиным…», со стаканом в руке направляется к пруду. Младший тут же устремляется за ним. Подойдя к берегу говорит: «Вот мы и пришлины» Я думала, что Сережа рассмеется. Однако, нет. Объяснил кто такой Пришвин и даже поведал некоторые факты из его биографии.
Коля слушал крайне заинтересовано. Потом попросил меня книжку Пришвина купить.
На детской площадке затеяли игру прятки-догонялки. Устанавливают правила, спорят, потом договариваются. Оба учатся коммуницировать.
Сижу на скамейке, вспоминаю собственное детство. Тогда дружба разновозрастных детей была обычным делом. Дружили всем двором. Старшие шефствовали над младшими. Транслировали ценности дружбы, порядочности. Младшие всегда были в зоне ближайшего развития. Психологи и педагоги знают, как это важно именно в детском возрасте. Создается среда, где ребенок постепенно приобретает опыт, выполняет то, что еще не может сделать самостоятельно, с помощью или под руководством более взрослого и опытного. Сейчас такая естественная среда для детей редкость. В больших городах точно.