Елена Ковековдова
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира является частью поликультурного воспитания. Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, т. к. детские впечатления неизгладимы, дети очень доверчивы, открыты. Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами. В своей работе по поликультурному воспитанию мы используем разнообразные средства:
Публикация «Консультация для воспитателей „Поликультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка.
В работе с детьми старшего возраста мы проводим занятия по тематическим неделям. Работаем по таким направлениям как: твои друзья, дружба, честность, мой дом, моя семья, добро и зло. Дети получают знания о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей. Знакомим детей со знаковой символикой России и других государств. Приобщаем их к семейно-бытовым традициям и обычаям. Знакомим с художественно-литературными произведениями, декоративно-прикладным искусством разных народов мира. Углублению возникших дружеских чувств детей к сверстникам другой национальности способствует чтение соответствующих художественных произведений, в которых рассказывается о дружбе детей разных национальностей. Чтение обязательно сопровождается беседой, цель которой-рассказать дошкольникам, о том, что наша Родина многонациональна. Показать им, что дети любой национальности живут, так же как и они: ходят в детский сад, играют, помогают взрослым. Вместе со всей страной отмечают те же праздники, так же, как и они, ребята эти хотят вырасти сильными и здоровыми.
Часто в группах есть дети разных национальностей. Как правило, дети всегда проявляют к ним повышенный интерес. В этом случае, начиная с первого знакомства детей, мы проводим беседы о том, что люди бывают разные. У одних тёмные черты лица, у других раскосые глаза. Но все дети хотят дружить. Воспитывая у детей дружеские чувства по отношению к ребёнку другой национальности, мы не ставим его в особое положение, не создаём особые условия пребывания в группе. К нему предъявляются такие же требования, как и ко всем детям группы, и у него следует воспитывать отзывчивость и внимание по отношению к детям другой национальности. Поощряем детей, когда они оказывают внимание, помощь, товарищам по группе. Приучаем в дни рождения дарить друг другу небольшие подарки - поделки, открытки. Традиционно проводим утреннее поздравление именинника.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является помощь родителей. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Главные направления в работе с родителями: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Работа по взаимодействию с родителями воспитанников, способствовала эмоциональному сближению воспитателей, родителей и детей, обеспечивала большую открытость в общении и ведении диалога. Традиционно, в нашей группе, сложились следующие формы работы с родителями:
Участие родителей в реализации проектной деятельности.
Выставки совместных поделок, конкурсы.
Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Проведение этих мероприятий способствует сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Так в проекте «Волшебная кисточка» принимали участие дети, воспитатели и родители. Была проведена большая работа по оснащению уголка изобразительной деятельности. С помощью родителей были сделаны костюмы разных народов России и мира. Кто-то рисовал и раскрашивал, а кто-то вязал и шил. На выставке готовых изделий было, на что посмотреть и чем поделиться.
В проекте «Дом счастья» дети с родителями создавали свой дом счастливого ребёнка. Каждая семья старалась создать неповторимый дом. Некоторые занимались этим делом дома, другие, увлечённо работали в группе. На выставке каждый ребёнок рассказывал о своём доме счастья.
Мы считаем, что поликультурное воспитание тесно связано с гражданско-патриотическим воспитанием. В нашем учреждении проводилось военно-спортивное мероприятие «Папа, мама, я – десантная семья». Этот большой, красивый праздник собрал всех неравнодушных. На праздник пришли всей семьёй большинство наших детей. Было весело, задорно. Взрослые и дети с азартом и увлечением выполняли задания, соревновались, получив заряд положительных эмоций. Ребята с гордостью смотрели на своих пап, ведь многие пришли на праздник в военной форме и, радуясь, рассказывали сверстникам о том какой их папа сильный и смелый.
Праздник посвящённый «Дню матери» так же собирает всех участников педагогического процесса вместе. Воспитатели и дети готовят праздничное развлечение для мам, а мамы принимают в нём активное участие. Вместе танцуют, поют, играют. Поэтому праздники, по праву являются прекрасным средством поликультурного воспитания.
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно проходить под девизом «Все друг другу мы нужны». Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где он проживает, с приоритетом для него культуры его национальности.
Таки образом проведённая нами работа способствовала формированию у детей представлений о многообразии культур в России и мире, воспитанию положительного отношения к культурным различиям. Формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных национальностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа остается актуальной задачей нашей работы на будущее.
Список использованной литературы:
1. Ботнарь В. П. «Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. М. 1933г.
2. Вершинина В. Н. «Поликультурное воспитание у детей среднего и старшего возраста» Ульяновск 2004г.
3. Жуковская Р. И. «Родной край» М. 1985г.
4. Суслова Э. К. «Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания» Дошкольное воспитание 1990 №6.