Елена Баранова
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек – это уникальный мир культур,
вступающий во взаимодействие с
другими личностями — культурами,
творящем себя в процессе такого
взаимодействия и воздействующем на других».
М. М. Бахтин
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному. Особую актуальность приобретает проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Даже В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны» [2, с. 23].
Публикация «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Особый социально-психологический и социокультурный феномен – поликультурное образовательное пространство России, сложившийся на основе уже имеющегося опыта межкультурного и межнационального отечественного образования и актуализировавшийся в условиях усилившихся миграционных процессов.
Категория «пространства» в педагогике связано с гуманизацией – пониманием образования не как внешнего управления, а как стимула и предпосылки к саморазвитию и самостроительству человеком самого себя. С одной стороны, пространство – это то, что занимает территориально определенное место (предметы, явления окружающего мира, с другой стороны, это то, что является смыслообразующим в организации деятельности, это влияние, которое оказывает на развитие, саморазвитие предмета, явления окружающего мира.
Моя семья – моя Родина – моя Земля – моя Россия. Этим четырем этапом соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, дошкольники найдут свое место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Ребенок в детском саду получает первый опыт общения со своими сверстниками, с взрослыми [3, с. 24].
Чтобы научить детей видеть красоту своего края, научить любить свой город, окружающую природу, видеть многообразие культур нашего края, необходимо провести кропотливую работу.
Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.
Образовательное пространство поликультурного региона – это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, функционирующих в течение определенного периода на территории с разнообразным национальным составом и средой обитания.
Исходя из актуальности проблемы, целью моей работы по поликультурному воспитанию является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Ценностное поликультурное наследие, сохраняемое в памяти народа в пословицах, поговорках, сказках, преломляясь сквозь призму обычаев наций, в конечном итоге имеет цель обучать и воспитывать на лучших идеалах народа молодое поколение. Моя работа по данной теме в ДОО осуществляться в трех направлениях:
Насыщение информационное
Воздействие эмоциональное
Нормы поведенческие (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Поэтому, одним из главных средств формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе, на мой взгляд, является ознакомление детей с социальным окружением, объединяющим в себе:
художественную литературу;
игру;
устное народное творчество народов мира;
народную игрушку, национальную куклу, национальный костюм;
музыку, живопись декоративно-прикладное искусство.
Свою работу по поликультурному воспитанию в старшей группе я строю с учетом преемственности. Особое внимание обращаю на то, что при ознакомлении детей с национальностями нельзя :
ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в организованную образовательную деятельность как можно больше действий (посидеть на стуле, на диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
перегружать детей большим количеством вопросов.
Поликультурное ознакомление необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы. Средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным [1, с. 33].
В старшей группе ознакомление с поликультурным миром провожу как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактических игр, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к поликультурному воспитанию.
В своей работе я использую пособие «Краеведение в детском саду» В. Н. Матовой. В ее книге представлен опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, учитывающий возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой Родине в воспитании и образовании детей.
В пособии дано описание работы по пяти блокам:
«Ребенок и окружающие его люди»;
«Ребенок и родина»;
«Ребенок и русская народная культура»,
«Ребенок и родная природа»,
«Ребенок и художественное творчество», а так же комплексно-тематическое и перспективное планирование, педагогическая диагностика, конспекты занятий, а также сказки и рассказы, написанные автором книги.
Для работы мною была создана картотека фольклора Республики Мордовия, в которую вошли колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, эрзянские, мокшанские) [4, с. 33].
Я считаю, что поликультурное воспитание, особенно как процесс формирования национальной идентичности необходимо начинать вводить в работу ДОО как можно раньше. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда – это любовь. Любовь к близким, любовь и бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, а любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Ведь не зря говорят, что любить можно только то, что знаешь.