МААМ-картинки

Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности

Елена Баранова
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности
▼ Скачать + Заказать документы

«Человек – это уникальный мир культур,

вступающий во взаимодействие с

другими личностями — культурами,

творящем себя в процессе такого

взаимодействия и воздействующем на других».

М. М. Бахтин

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному. Особую актуальность приобретает проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Даже В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны» [2, с. 23].

Публикация «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности» размещена в разделах

Особый социально-психологический и социокультурный феномен – поликультурное образовательное пространство России, сложившийся на основе уже имеющегося опыта межкультурного и межнационального отечественного образования и актуализировавшийся в условиях усилившихся миграционных процессов.

Категория «пространства» в педагогике связано с гуманизацией – пониманием образования не как внешнего управления, а как стимула и предпосылки к саморазвитию и самостроительству человеком самого себя. С одной стороны, пространство – это то, что занимает территориально определенное место (предметы, явления окружающего мира, с другой стороны, это то, что является смыслообразующим в организации деятельности, это влияние, которое оказывает на развитие, саморазвитие предмета, явления окружающего мира.

Моя семья – моя Родина – моя Земля – моя Россия. Этим четырем этапом соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, дошкольники найдут свое место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Ребенок в детском саду получает первый опыт общения со своими сверстниками, с взрослыми [3, с. 24].

Чтобы научить детей видеть красоту своего края, научить любить свой город, окружающую природу, видеть многообразие культур нашего края, необходимо провести кропотливую работу.

Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.

Образовательное пространство поликультурного региона – это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, функционирующих в течение определенного периода на территории с разнообразным национальным составом и средой обитания.

Исходя из актуальности проблемы, целью моей работы по поликультурному воспитанию является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Ценностное поликультурное наследие, сохраняемое в памяти народа в пословицах, поговорках, сказках, преломляясь сквозь призму обычаев наций, в конечном итоге имеет цель обучать и воспитывать на лучших идеалах народа молодое поколение. Моя работа по данной теме в ДОО осуществляться в трех направлениях:

Насыщение информационное

Воздействие эмоциональное

Нормы поведенческие (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Поэтому, одним из главных средств формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе, на мой взгляд, является ознакомление детей с социальным окружением, объединяющим в себе:

художественную литературу;

игру;

устное народное творчество народов мира;

народную игрушку, национальную куклу, национальный костюм;

музыку, живопись декоративно-прикладное искусство.

Свою работу по поликультурному воспитанию в старшей группе я строю с учетом преемственности. Особое внимание обращаю на то, что при ознакомлении детей с национальностями нельзя :

ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в организованную образовательную деятельность как можно больше действий (посидеть на стуле, на диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

перегружать детей большим количеством вопросов.

Поликультурное ознакомление необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы. Средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным [1, с. 33].

В старшей группе ознакомление с поликультурным миром провожу как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактических игр, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к поликультурному воспитанию.

В своей работе я использую пособие «Краеведение в детском саду» В. Н. Матовой. В ее книге представлен опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, учитывающий возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой Родине в воспитании и образовании детей.

В пособии дано описание работы по пяти блокам:

«Ребенок и окружающие его люди»;

«Ребенок и родина»;

«Ребенок и русская народная культура»,

«Ребенок и родная природа»,

«Ребенок и художественное творчество», а так же комплексно-тематическое и перспективное планирование, педагогическая диагностика, конспекты занятий, а также сказки и рассказы, написанные автором книги.

Для работы мною была создана картотека фольклора Республики Мордовия, в которую вошли колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, эрзянские, мокшанские) [4, с. 33].

Я считаю, что поликультурное воспитание, особенно как процесс формирования национальной идентичности необходимо начинать вводить в работу ДОО как можно раньше. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда – это любовь. Любовь к близким, любовь и бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, а любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Ведь не зря говорят, что любить можно только то, что знаешь.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 19:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста как процесс формирования национальной идентичности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова (УИ 505061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД