Елена Зубачёва
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста: сущность и содержание
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА : СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Россия – многонациональное государство, родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У народов, живущих в российском государстве общая история, общее настоящее и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. Именно поэтому необходимо учить детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие.
Публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста: сущность и содержание» размещена в разделах
Поликультурность любой территории России обуславливает необходимость поликультурного воспитания. Важность поликультурного взаимодействия отражена в основных нормативно-правовых актах, законах и документах касающихся обучения и образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать. интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Таким образом, в содержании образования должен быть заложен поликультурный компонент способствующий развитию, как самой личности, так и привитию культуры вообще.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.
С нашей точки зрения, поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание – это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование ее общей культуры. Система поликультурного воспитания основывается на следующих принципах:
1) гуманистический принцип означает признание личности ребенка и особенностей его развития как главной ценности; предполагает гуманный принцип взаимодействия участников педагогического процесса;
2)принцип культуросообразности означает признание образовательного процесса как культурного феномена, который способен ввести человека в мир культуры (Е. В. Бондаревская) [1];
3) принцип поликультурности означает признание любой культуры (этнической, социальной, мировоззренческой) как совокупности неповторимых, уникальных ценностей; помогает становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей (Н. Б. Крылова); предполагает вхождение человека в поликультурное пространство на основе толерантного взаимодействия; обеспечивает вероятность диалогической самореализации участников образовательного процесса в их общении с другими культурами;
4) принцип творчества означает определение педагогом траектории развития творческой стороны педагогического процесса; предоставление учащимся условий для самореализации и самораскрытия посредством включения их в различные виды творческой работы; предполагает поддержку индивидуальности, самобытности личностного образа ребенка и его потребности в преобразующей (креактивной) деятельности;
5) социально-ценностный принцип предполагает создание условий для воспитания ценностного рефлексирующего отношения к повседневным событиям, действиям, явлениям [2].
Таким образом, ведущим принципом поликультурного воспитания являет гуманистический, около которого группируются принципы культуросообразности, поликультурности, творчества и социально-ценностный. Их совокупность представляет своеобразные педагогические правила для воспитателя, правила его педагогической деятельности. Данная совокупность принципов определяет содержание, формы организации, построение процесса воспитания поликультурности воспитанников.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.
Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности - россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.
С нашей точки, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении – это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг – познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ребенок осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг – признание «другого».
Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах.
Седьмой шаг – межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальную неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.
Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
• общение с представителями разных национальностей;
• устное народное творчество;
• художественная литература;
• игра, народная игрушка и национальная кукла;
• декоративно-прикладное искусство, живопись;
• музыка;
Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие :
• осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
• осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
• формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
• развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:
1. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
2. Выставки совместных поделок.
3. Фотовыставки, конкурсы поделок.
4. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Таким образом, можно сказать, что подобная работа несёт в себе терапевтический эффект. Именно совместная деятельность семьи и ДОУ своей гуманностью, жизнеутверждающей основой вызывает у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создаёт первую ступеньку к положительному отношению к окружающим.
Можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций разных народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Задача воспитателя - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни.
Литература:
1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
4. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
5. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.