Марина Федорова
Ознакомление с эрзянским языком через реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Эрзяночка»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование направленно на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических, физических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Дополнительное образование является актуальным направлением развития дошкольных учреждений города. Сегодня накоплен определённый положительный опыт его организации, ведётся системный мониторинг. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребованно как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода. Постоянно обновляется содержание дополнительного образования, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Публикация «Ознакомление с эрзянским языком через реализацию дополнительной общеобразовательной программы „Эрзяночка“» размещена в разделах
Наш детский сад № 5 оказывает детям дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основных образовательных программ. Для них функционируют кружки и студии.
Нами был проведён опрос родителей, и с учётом потребности семей мною была разработана дополнительная образовательная программа «Эрзяночка» сроком на 1 учебный год для детей 5 – 6 лет. При составлении опиралась на программу Исайкиной А. И. «Обучение детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики Мордовия» и региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».
Эта дополнительная услуга начала предоставляться с 1 октября 2016 года.
В кружке занимаются дети не только мордовской национальности, но и русские. Занятия ведутся на русском языке. Программа реализуется через принципы развивающего обучения, наглядности, доступности, личностно – ориентированного подхода, «погружения» в языковую среду.
Количество и длительность занятий регламентируется СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, что составляет для детей 5 – 6 лет 1 раз в неделю по 25 минут. Занятия проходят во второй половине дня. Данная дополнительная образовательная программа направлена на обучение детей мордовскому (эрзя) языку, и реализуется через познавательное и речевое развитие.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в обучении детей мордовскому (эрзянскому) языку.
Целью программы является обучить детей мордовскому (эрзя) языку, познание национальных традиций, изучение культуры мордовского народа.
Задачи программы (вы видите на слайде)
Обучающие:
– учить воспринимать мордовскую речь на слух.
– научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения.
– учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
– познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний;
Развивающие:
– формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обратить на формирование и произношение звуков.
– формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других;
– знакомить детей с мордовскими словами,
объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов;
– развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края;
Воспитательные:
– воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ;
– формировать у детей социальную активность;
– прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.
– воспитывать культуру общения и поведения во время посещения кружка, музеев, выставок, экскурсий.
Язык – уникальное достояние человечества. При изучении языка формируется уважение к народу, как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается общая культура поведения, растет уровень владения языком.
Родной язык является одновременно и методом и источником умственного и эстетического воспитания, формирует ребенка как личность.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность.
Воспитательно - образовательный процесс осуществляется через различные направления работы: ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой мордовского края, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников. Особое внимание уделяется обучение детей мордовскому – эрзя языку.
Предложенная тематика соответствует возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Знакомство с мордовским (эрьзя) языком началось с разучивания слов – приветствий. В группу к детям приходит кукла – мордовочка, какой – нибудь герой сказки, игрушечные животные. Персонажи здороваются сначала с детьми на русском языке. Затем с каждым ребенком в отдельности на мордовском (эрьзя) языке. Каждое занятие я обращаюсь к детям с приветственным словом «шумбратадо». После знакомства со словами «тейтерька», «цёрыне», «эйкакшт» я уже здороваюсь: «Шумбратадо, тейтерькат» и т. д. При изучении темы «Знакомство» также разучивается ответ «Монь лемем». Местоимения «мон», «тон», «сон» все сразу не даются. Но с местоимением «мон» знакомлю как можно раньше, часто задаю вопросы, требующие ответа «мон».
- Кто хочет играть?
- Кто пойдет на улицу? и т. д.
Так как узнавание предмета происходит разными способами, я отдаю предпочтение способу, когда сначала предмет (или его изображение) показывается, а потом уже произносится слово. Я говорю сначала на русском языке, а затем уже на мордовском (эрзя) языке.
На самом начальном этапе вводятся вопросы: кие? мезе, так как без этих вопросов мы не можем обратиться к ребенку.
Также с самого начала дети должны усвоить слова – глаголы в повелительном наклонении: стяк, озак, сак тей. Эти и другие подобные слова нужны для обращения воспитателя с детьми на мордовском (эрзянском) языке.
При изучении темы «Моя семья» разучивается потешка на эрзянском языке.
Темы «Овощи и фрукты», «Цвет» взаимосвязаны, поэтому их усвоение должно идти последовательно друг за другом. Называя овощи и фрукты, я обращаю внимание детей на их цвет и величину.
Разучивается игра «Платки». Во время проведения игры закрепляются слова – обращения и слова, обозначающие цвет.
При знакомстве с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц организую различные игровые ситуации, инсценируются сказки (на русском языке).
Для знакомства детей с частями тела организуются сюжетно – ролевые игры и игровые ситуации.
Очень много слов и понятий дети усваивают при разучивании небольших стихотворений и песенок.
Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит при изучении тем «Зима», «Обувь и одежда», «Весна и лето». Усвоение слов проводится по предметным и сюжетным картинкам.
Разучиваются новые и закрепляются ранее изученные игры, считалки, отгадываются загадки.
Развивая ребёнка в многонациональной среде, нужно особое внимание уделить к приобщению его к красоте и добру. Формировать желание видеть неповторимость окружающей природы и культуры Мордовии, участвовать в их сохранении и приумножении. Развивать все виды деятельности через самостоятельную познавательную и творческую работу.
Поэтому следует отметить, что дополнительное образование является неотъемлемой частью решения задач дошкольного образования.