Мария Крупникова
Полихудожественный подход. Конспект НОД для детей 5–6 лет «Вечер, ночь»
▼ Скачать +Заказ
Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детей
Цель: Приобщение детей к восприятию необычного в природе
Задачи:
-Прививать любовь к природе;
-Воспитание любви к русским пейзажам;
-Вслушивание в изобразительные средства в музыке;
-Воспитание нравственных качеств.
Что использовалось:
Музыка:
-Габриель Форе - Павана
-Валерий Гаврилин -Вечерняя музыка
-Стравинский. Сюита из балета Жар-птица. – Колыбельная
-Шостакович - романс из кф Овод
-Клод Дебюсси - Лунный свет
Публикация «Полихудожественный подход, Конспект НОД для детей 5–6 лет „Вечер, ночь“» размещена в разделах
Репродукции картин:
-Крачковский Иосиф - Украинский вечер
-Исаак Ильич Левитан – Вечерний звон
-Иван Константинович Айвазовский – Вечер в Крыму. Ялта
-Каменев Лев - Лунная ночь на реке
-Архип Иванович Куинджи – Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
-Архип Иванович Куинджи - Лунная ночь на Днепре
Стихотворения:
-Артур Гарипов - Апрельский вечер на закате
-Сергей Есенин - Весенний вечер
- А. А. Фет - Тихо вечер догорает.
-Сергей Есенин - Усталый день склонился к ночи
-А. А. Фет - Ночь весенней негой дышит
-Сергей Есенин - Ночь
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку Клода Дебюсси - Лунный свет, на экране картина Архипа Ивановича Куинджи - Лунная ночь на Днепре.
М. Р. : Здравствуйте, дети! Давайте сегодня мы с вами поговорим про разное время суток. Какое вы знаете? (утро/день/вечер/ночь). Хорошо, вот сегодня мы с вами поговорим про вечер и ночь. Вечером все мы и природа вокруг нас готовится ко сну, а ночью всё засыпает и успокаивается. На небе появляется луна, которая сказочно освещает всё вокруг. Про это загадочное время суток разные деятели искусства писали свои произведения. Предлагаю познакомиться с первыми из них.
На экране Крачковский Иосиф - Украинский вечер, муз. Габриель Форе - Павана
Апрельский вечер на закате,
В румяном свете всё кругом
,Пройдут часы и на рассвете,
Уже всё будет по-другому.
Ну а пока, таков он, вечер,
Немного сонный, но живой,
Покуда держат солнце плечи,
В него уходят с головой.
Гуляют люди по аллеям,
На фоне розовых витрин,
Что через час станут светлее,
Исчезнут в полночь, словно дым.
Машины рядом проезжая,
По отведённым полосам,
Часы заката провожая,
Терялись по своим делам. (Артур Гарипов)
Провести беседу омузыке, картине и стихотворении, в чем они перекликаются. Что дети видят на картине? Какие цвета преобладают?
На слайде картина Исаака Ильича Левитана – Вечерний звон, музыка Валерия Гаврилина -Вечерняя музыка
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля. (Сергей Есенин)
Поговорить с детьми: что они видят на картине? Там есть церковь. В музыке звучат голоса академического хора - переплетение произведений.
На экране картина Ивана Константиновича Айвазовского – Вечер в Крыму. Ялта, музыка Игоря Стравинского -Сюита из балета Жар-птица. Колыбельная
Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает,—
Спи, мое дитя.
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели,—
Спи, мое дитя.
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи,—
Спи, мое дитя. (А. А. Фет)
В стихотворении и картине обрисовываются горы. Поговоритьо том, какие краски преобладают на картине. Поговорить про настроение музыки, какая она (тревожная, медленная) какие инструменты используются?
М. Р. : Хорошо, молодцы, дети! На последней картине мы увидели с вами море. Предлагаю поиграть в игру “Море волнуется - раз!”
Проводится игра
М. Р. : отлично, продолжаем путешествие! И пока мы с вами играли, на землю опустилась ночь. Выглянула луна, природа уснула. Давайте посмотрим, какой же ночь видели художники, поэты и композиторы?
На экране картина Каменева Льва - Лунная ночь на реке, музыка Дмитрия Шостаковича - романс из кф Овод.
Ночь весенней негой дышит,
Ветер взморья не колышет,
Весь залив блестит, как сталь,
И над морем облаками,
Как ползущими горами,
Разукрасилася даль.
Долго будет утомленный
Спать с Фетидой Феб влюбленный,
Но Аврора уж не спит
И, смутясь блаженством бога,
Из подводного чертога
С ярким факелом бежит.
М. Р. : Давайте обратим внимание на разницу в красках в картинах, где был изображен вечер, а где ночь. Какие здесь краски преобладают? Хорошо. Расскажите, что видите на картине? А какие инструменты вы слышали в музыке? (Арфа, скрипка) Первая часть довольно спокойная, чтот можете сказать про вторую? Хорошо. Продолжим наш ночной путь?
На экране картина Архипа Ивановича Куинджи – Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, музыка Клода Дебюсси - Лунный свет.
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
М. Р. : Вот уже и заполночь, только луна и звезды освещают немного всё вокруг. И нам пора возвращаться в наш детский сад, заканчивать нашу прогулку и прощаться. Спасибо за занятие, до свидания, ребята!
Такое занятие детям интересно будет провести сидя на ковре в зале, иногда лечь, обыграв это тем, что можно посмотреть лежа на звезды.