Алина Латыпова
Поисково-познавательная образовательная деятельность «Волшебный камень — магнит»
Экспериментирование «Волшебный камень — магнит».
Возраст: старшая группа
Аннотация. Формирование представлений у детей о свойствах «магнита» через экспериментирование. Систематизация знаний детей о магните. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Содействие развитию доброжелательности, умению договариваться, действовать сообща в процессе экспериментов.
Ключевые слова: экспериментирование, магниты, магнетизм, примагнитить.
Публикация «Поисково-познавательная образовательная деятельность „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: "Социально – коммуникативное развитие",«Познавательное развитие», «Физическое развитие", «Речевое развитие».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через пластмассовый стакан с водой, бумагу, систематизировать представления детей об использовании свойств магнита человеком.
2. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
3. Пополнить словарь детей терминами: «примагнитить», «магнитное поле», «магнетизм».
Развивающие
1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий в процессе знакомства со свойствами магнита.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
Воспитательные
1. Воспитывать доброжелательные отношения, умение детей работать сообща, в паре,умение обсуждать, договариваться.
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Материал и оборудование:
Мультимедийный проектор, аудиопроигрыватель.
Демонстрационный: рукавица, магниты, скрепки, тарелка с фасолью и металлическими предметами, стакан с водой и скрепкой.
Раздаточный: маленькие магниты на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов:коробочки с пластмассовыми пуговицами, металлическими предметами, кусочками ткани, бумаги,пластмассовые стаканы с водой и скрепками, лабиринты, клеёнки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я предлагаю, вам отправиться со мной в удивительный мир открытий
слайд 1 изображение Нолика.
Вы узнали его? Кто это?
слайд 2
У Нолика случилось неприятность, он хотел посадить фасоль, да вот кто-то взял и перемешал фасоль вместе с металлическими предметами. И Нолик не знает, что же ему делать, как отделить фасоль и металлические предметы? Ребята, а вы знаете? Как нам помочь фиксику (ответы детей) (слайд 3)
Ребята, у меня есть интересный способ помочь ему.
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите.
За рукой моей следите.
Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами. С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остается в тарелке).
Воспитатель:Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство? (ответы детей) Молодцы, ребята, правильно догадались, в моей рукавице был магнит он и притянул металлические предметы. А по-научному такое явление называется – магнетизмом (повторяем вместе).
А вы знаете, откуда появились магниты (ответы детей) Я расскажу вам легенду, присядьте на коврик, чтобы было удобнее слушать. (слайд 4)
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа (слайд 5) Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит. " Магнит - это предмет, притягивающий изделия из металла.
(Воспитатель показывает магнит, достает его из рукавицы)
"Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
Возьмите его в руки и внимательно посмотрите: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).
Вывод: Все магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются, магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают разной формы.
Воспитатель:Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
Опыт 1: «Всё ли притягивает магнит?»
Цель: Формирование знаний,о том, что магнит притягивает лишь металлические предметы.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, Нолик оставил нам коробки с перепутанным предметами,нам нужно помочь их разделить. Давайте посмотрим, что в коробках (пластмассовый конструктор и ложки, скрепки и ткань, ключи и бумага, болты и пуговицы)
Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (предлагаюиспользовать магнит)А где нам взять магниты?
Предлагаю разделиться на пары. Подойдите и выберите коробку. А сейчас проверяем.
Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).
Правильно!
- Почему они примагнитились? Из чего они изготовлены? Какие они? (ответы детей).
- А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.
Опыт 2. «Действие магнита через другие материалы».
Цель: Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.
Воспитатель: -Ребята, наш Нолик мастерил и нечаянно уронил скрепку в стакан с водой. Как мы можем помочь ему достать ее? Условие - руки мочить нельзя. (ответы детей)У меня такой вариант, вот посмотрите (если дети не знают, показываю)
Дети пробуют самостоятельно.
Что мы можем сказать? (ответы детей)
Вывод: Магнит может примагничивать через пластмассовый стакан и воду.
Предлагаю отдохнуть вместе с Ноликом. (физкультминутка под песню «Фиксики»)
Опыт 3. Действие магнита через ламинированную бумагу.
Цель: определение возможности магнита действовать через ламинированную бумагу.
Фиксик оставил вамигру. Предлагаюпоиграть. Чтоэто (лабиринт).
Фиксик оставил вам по два магнита. Возьмите. Присаживайтесь. У Нолика есть обязательное условие: по дорожке должен пройти один магнит, для чего тогда второй? Лабиринты нужно держать навесу. Как нам быть?Один магнит должен помочь первому пройти. Где тогда второй магнит?
Воспитатель - Почему так происходит?
Вывод: магнит оказывает своеволшебное действие через ламинированную бумагу.
Опыт 4: «Цепочка из скрепок»
Цель: Определение наличия магнитного поля.
Воспитатель:-Ребята, я хочу вам показать, что еще можно делать с помощью магнита. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась, к скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Что получилось? Ответы детей. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами верхнюю скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.
Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и на короткое время стали магнитами тоже. Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.
Скрепки обладают магнитными свойствами незначительное время.
А теперь предлагаю сделать этот опыт самостоятельно.
Опыт 5 «Практическая значимость магнита». (стоя)
Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.
Воспитатель:-А знаете ли вы как люди используют магнит?
- Как и где найти нужную информацию? Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Я хочу вам предложить посмотреть на экран и рассказать,как люди используют магнит (слайды 6-12)
Магнит помогает людям быстро убирать ненужный металлический мусор.
Изготавливать пластиковые карточки
Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки.
Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.
Итог:Ребята,что интересного мы сегодня узнали о магните (слайд 13)
(Магнит притягивает металлическиепредметы, действует через бумагу, пластмассовый стакансводой. Может намагничивать другие предметы)
Вы сегодня были хорошими помощниками. Спасибо вам, что помогли мне и фиксику. Фиксик очень рад и доволен. Я хочу подарить вам маленькие магнитики, с помощью которых вы можете научить друзей определять какие предметы к ним притягиваются. (слайд 14)