Наталия Тарлецкая
НОД по поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей «Волшебный вулкан»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы «Школа №1159»
(ГБОУ школа № 1159)
поисково -исследовательской и экспериментальной деятельности детей. (НОД Волшебный вулкан)
Выполнил:
Воспитатель
Старшей группы
(овз №64)
Тарлецкая. Н.
Москва,2020
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебный вулкан»
Публикация «НОД по поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей „Волшебный вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения.
ЗАДАЧИ: познакомить с понятием "вулкан", дать представление о происхождении и строении вулкана. Стимулировать желание экспериментировать. Учить самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные предложения. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением вулканов. Поддоны питьевая сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетки, конусы из бумаги (жерло вулкана).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изготовление вулкана гор из бумаги - одна гора с ледником, другая - вулкана).
ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Организационный момент (дети встают в круг)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты-мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
-Ребята, подарите друг другу улыбку.
Я прочитаю вам интересное стихотворение, называется оно "Учёный" Г. П. Шалаева. Вот сегодня к вам в гости придёт учёный Всезнамус. Ой, это наверно он стучится. Здравствуйте, дети (дети приветствуют Всезнамуса).
-Ребята, сегодня мы снова пойдём в нашу лабораторию "Интересных открытий"
-Скажите, для чего мы с вами приходим в лабораторию (чтобы узнавать что-то новое и интересное). А вы знаете кто такие геологи? (Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли) А вы хотите снова стать геологами и узнать что-то новое о недрах Земли? (Да, хотим). Давайте вместе пройдём в нашу лабораторию и расскажем о камнях. Давайте вспомним свойства камней. (Дети подходят к столу и рассматривают камни).
Назовите мне свойства камней. Дети называют:
1. Камни по цвету форме бывают разные.
2. Камни бывают разных размеров.
3. Камни могут быть гладкими и шероховатыми.
4. На камнях могут быть узоры, крапинки, дорожки, углубления. ямочки и т. д.
5. Камни лёгкие и тяжёлые.
6. Камни могут быть тёплые и холодные.
7. Камни тонут в воде, потому что они тяжёлые и плотные.
-Молодцы, ребята. Учёные геологи ещё не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня учёные могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.
-Ребята, посмотрите какой у меня макет гор. В одной горе у нас вулкан. А я знаю, что такое вулкан, и даже могу научить вас несложному опыту с его извержением, но сначала расскажу легенду о вулкане.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор огнедышащие горы люди стали называть вулканами Какая интересная легенда. Правда, ребята (да). Давайте рассмотрим картинки с изображением вулкана. Посмотрите, на вид это обычная гора; называется она "спящий вулкан". А вот та же гора, только с извергающей лавой, огнём, дымом- это действующий вулкан. (Повторяю с детьми).
-Какой формы вулкан? ( Дети: вулкан похож на пирамиду, конус). Правильно, вулкан- конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть. На что она похожа? (На большую яму, воронку). Верно. Вершина горы, из которой извергается лава, называется "кратер". Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, на дне которой - красновато-оранжевая пасть. Это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Повторяю с детьми название).
-Ребята, сейчас наш вулкан "оживёт", давайте отойдём подальше от него. Я добавлю все вещества нужные для извержения вулкана. А эта жидкость с особым знаком. Про неё мы позже поговорим. Добавлю уксус (дети наблюдают извержение). Вулканы извергаются по-разному. Иногда словно взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает "С=спокойно". Интересно! (Да). Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
Но сначала физминутка "Вулкан"
По долине мы шагаем, за природой наблюдаем.
Вот вулкан "Великан" мощно бьёт его фонтан.
Слева "Грот", а справа "Печка" ох пыхтит его сердечко!
Басом может он смеяться, кашей огненной плеваться.
Вот природы щедрый дар!
К вулканам вы не подходите руки, ноги берегите
Ну, а если подкрадётесь,
Сильно, страшно обожжётесь.
Я приготовил для вас схему этого опыта. (Всезнамус объясняет последовательность проведения опыта). А сейчас пройдём в лабораторию "интересных открытий". Прежде чем начнём, давайте вспомним какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов:
-надеть специальную одежду (надевают фартуки);
-внимательно слушать взрослого;
-быть осторожными (ничего не брать в рот). Дети садятся за столы.
В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта. Давайте посмотрим из чего сделано основание вулкана? (Правильно, из конуса). Из чего сделаем жерло вулкана? (Из банки).
Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку. Всё это ставим на подносы. Из чего же нам сделать лаву? Внимательно следите за моими действиями и делайте сами. Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски и пять капель моющей жидкости (пипеткой). А теперь внимание! Следующая жидкость в моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Верно, знак показывает, что детям пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама. (Добавляю каждому).
Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и всё у нас получилось, замечательно!
Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Ребята, я рассказал вам много интересного, теперь скажите мне, что вы запомнили (с детьми закрепляю названия).
-Молодцы, запомнили. Когда вы вырастите большими, наверное, некоторые дети станут учёными! Будете изучать и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, даёт нам всё необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Это было, есть, и будет всегда. А сейчас Артур прочитает стихотворение:
"Планета" Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей нет!
Все дети могут рассмотреть книги и картинки. наше занятие закончилось.