Наталья Кузьменко
Поисково-исследовательская деятельность «Поиски пятого океана» по теме «Свойства воздуха»
▼ Скачать
ТЕМА: ПОИСК ПЯТОГО ОКЕАНА. ЗНАКОМСТВО С ВОЗДУХОМ.
ЦЕЛЬ: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить детей с пятым океаном – воздушным. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Поиски пятого океана“ по теме „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства воздуха через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы
• Учить выдвигать гипотезы.
Развивающие:
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие свободного общении со взрослыми и детьми.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах воздуха
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.
• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Воспитательные:
• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
МАТЕРИАЛЫ: емкость с водой, прозрачный стаканчик, одноразовые трубочки и стаканчики по количеству детей, губка, комочек сухой земли, глобус, кораблики
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера
Воспитатель : Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.
Дети: это глобус!
Воспитатель: правильно, это глобус. Скажите что изображено на глобусе.
Дети: суша, моря, леса, горы.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, сколько на нашей планете океанов?
Если дети затрудняются ответить, найти океаны на глобусе и проговорить их названия вместе с детьми.
Воспитатель: всего четыре океана. Давайте найдем их на глобусе и вместе повторим их названия: Атлантический, Индийский, Тихий, северный Ледовитый.
Дети проговаривают названия океанов за воспитателем.
Воспитатель: ребята, кто живет в океанах?
Дети перечисляют рыб и животных, воспитатель корректирует их ответы.
Воспитатель: а вы знаете, где мы с вами живем?
Дети: мы живем на суше, на земле.
Воспитатель: я хочу открыть вам тайну. Мы с вами живем на дне океана, только не водного, а вот что бы узнать я вам про него загадаю загадку:
Мы его не замечаем,
мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
он ведь нам необходим…
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Значит мы находимся на дне воздушного океана.
Вы со мной согласны?
Дети: да, нет!
Воспитатель: если мы опустимся на дно океана, вода будет повсюду, правильно? А мы будем ходить по дну океана – земле, верно?
Дети: да правильно!
Воспитатель: а если мы на дне воздушного океана, значит, воздух будет повсюду, хотите это проверить?
Дети : да, хотим.
Воспитатель: Но прежде чем мы это проверим, давайте все вместе немного разомнемся
Физкультминутка про воздух
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
Воспитатель: Что бы все проверить давайте пройдем в лабораторию.
Наденьте фартуки и подойдите к столам.
Можно ли узнать, есть воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Предлагаем детям взять лист картона и помахать им у своего лица. Что вы чувствуете? Картонка заставляет воздух двигаться, и мы ощущаем его дуновение на своей щеке.
Вывод: чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
-Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Воспитатель: Как мы можем увидеть движение воздуха?
Как человек может использовать ветер?
Ответы детей:
Опыт с корабликами
Воспитатель: возьмите по кораблику, опустите в воду. Как мы можем заставить двигаться наши кораблики?
Дети: подуть на парус.
Воспитатель: Правильно, подуть, а когда мы дуем мы что создаем?
Дети: ветер.
Воспитатель: Давайте подуем аккуратно и несильно, посмотрим, заставит ветер их двигаться или нет.
Дети «отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помещаем в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Экспериментируем: что происходит с корабликом, если ветра нет? а если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Воспитатель: теперь берем каждый свой кораблик и ставим на салфетку, что бы они просохли.
Воспитатель: Воздух мы почувствовали, но мы еще не убедились, что он находится везде.
Воспитатель берет прозрачный стаканчик, показывает детям: ребята, в стакане что - нибудь есть?
Дети: нет, ничего нет.
Воспитатель: давайте проверим.
Нужно перевернуть стакан и аккуратно опустить его в воду.
Воспитатель: посмотрите, вода в стакан не зашла, ее что – то не пускает, что же это?
Дети: воздух не дает воде попасть в стакан.
Воспитатель: а почему мы его сразу не увидели?
Дети: воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воспитатель: что будет, если я наклоню стакан?
Дети: воздух выйдет из стакана, его место займет вода.
Воспитатель наклоняет стакан, из него выходят пузырьки воздуха, его место занимает вода.
Воспитатель: если воздух должен быть во всем, давайте опустим в воду паралоновые губки.
Дети берут губки и опускают их в емкость с водой, из губок выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: мы с вами убедились, что здесь есть воздух, ребята, как вы думаете, есть ли воздух в земле?
Дети: есть, нет!
Воспитатель: давайте проверим с помощью опыта. Мы опустим в воду комочек земли и посмотрим.
Провести опыт с землей и понаблюдать, как из земли появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: даже в нас с вами есть воздух, хотите проверить?
Дети: да хотим!
Воспитатель: каждый возьмите стаканчик с водой и трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте, что вы увидели?
Дети: в нас много воздуха, мы видим пузырьки воздуха!
Воспитатель: вы убедились в том, что воздух есть во всем?
Дети: да, это верно.
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте сделаем еще одну зарядку, но не простую, а воздушную.
Воздушная гимнастика «Шарик».
Дети надувают шарик - широко разводят руки в стороны, глубоко вдыхают воздух носом, выдувают его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ» (проводится 2 раза) .
Как вы думаете -Воздушная гимнастика полезна для нашего здоровья?
Вывод: Воздушная гимнастика полезна - наши легкие наполняются кислородом.
Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше занятие.
Ребята что мы сегодня нового узнали?
Ответы детей: воздух находится везде, его можно увидеть, почувствовать.
Воспитатель: Значит, мы с вами живем на дне пятого океана – воздушного.
За хорошую работу я вам дарю воздушные шарики, кстати, почему они так называются?
Дети: внутри у них тоже воздух, потому, что их надувают воздухом.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Проходите в группу.