Каролина Самсонова
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методы поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Итак, детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. По мнению Савенкова Александра Ильича к ним относятся:
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах
- интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;
- волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;
- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.
Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и пр.
Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
М. Монтессори отмечала: «С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребёнка.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, педагог может стимулировать её следующими методами:
• Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
• Метод, стимулирующий детей к коммуникации: "Спроси своего друга, что он думает по этому поводу";
• Метод "первой пробы" применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Т. к. процесс поисково-исследовательской деятельности - это наиболее эффективная форма познания окружающего мира ребенком, именно поэтому задача педагогов и родителей создать благоприятные условия для её организации, в первую очередь - обеспечить соответствующей ППС, также использовать такие методические приемы как:
Проектная деятельность
Экскурсии
Наблюдения
Целевые прогулки
Просмотр фильмов и обучающих видеороликов
Опыты и эксперименты
Беседы
Труд в уголке природы и дома
Работа с календарём природы
Д/и
Работа с символами и эмблемами
Сбор коллекций
Сегодня я хочу поделиться своим опытом организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе на примере реализации краткосрочного проекта. Предпосылкой к реализации данного проекта было занятие по ФЦКМ "Хлеб на нашем столе", в ходе НОД были продемонстрированы зерна пшеницы и многие дети начали предлагать их посадить в свободный горшок как мы делали с косточками фруктов после второго завтрака. Но, учитывая любовь детей нашей группы к опытам и экспериментам, свободные горшки были спрятаны и был готов альтернативный вариант - вырастить микрозелень, которую можно будет не просто наблюдать и выращивать, но и съесть Данная идея вынашивалась с весны и уже были приобретены специальные семена, оставалось только выбрать подходящий момент.
Как у настоящих исследователей, все необходимое было под рукой и наш проект начался в день запроса.
Проект "Выращивание микрозелени"
Срок реализации: 21.09.2020 - 30.09.2020
Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские.
Цель проекта:
1. Вырастить микрозелень, используя такой способ выращивания, чтобы этапы развития растения были видны невооруженным глазом
Задачи для группы поставили следующие:
1. Подготовить контейнер с материалом для проращивания, который будет соответствовать цели, продумать систему для сохранения микроклимата мини-грядки;
2. Заложить семена и установить контейнер в наиболее подходящим место;
3. Вести фотодневник изменений семян;
4. Выяснить чем полезна микрозелень и почему для её выращивания необходимы специальные семена;
5. Зарисовать отмеченные изменения семян;
6. Придумать как можно изобразить развитие ростка из семени с помощью своего тела;
7. Продолжать прививать любовь к труду и уходу за растениями;
8. Продегустировать готовые ростки, т. к. никто из группы не имеет к этому противопоказаний.
Ожидаемые результаты:
1. Поддержание поисково - исследовательской деятельности путем реализации краткосрочного проекта;
2. Дети проявляют инициативу к исследованию, стараются получить максимум знаний из предложенного материала;
3. Дети продолжают учиться ухаживать за растениями и знакомятся с различными условиями их содержания, подмечают красоту растительного мира, у детей формируется бережное и ответственное отношение к растительному миру;
4. Дети знакомятся с новым понятием «микрозелень», узнают пользу от её употребления в пищу;
5. У детей формируются и закрепляются знания об этапах роста растений;
6. С помощью исследовательской работы дети самостоятельно смогут вырастить растения;
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду;
8. Дети узнают чем отличаются по вкусу ростки от взрослого растения.
Т. о., в ходе данной работы активно использовались стимулирующие методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, например, для организации проекта была использована провокация, которая дала ожидаемые результаты. Анализируя проведенную работу можно сказать, что цель и задачи достигнуты полностью, дети с азартом помогали готовить фотоматериалы, наблюдали и зарисовывали этапы развития ростка, в качестве физического изображения процесса сразу вспомнили упражнение "Семечко". Саму микрозелень пробовали с интересом, но т. к. она горькая, то не все доели свою порцию. Сейчас с нетерпением ждут времени высаживания семян на рассаду для ДС.