Лука Ксения Олеговна
Конспект открытого занятия «Поход в музей природы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшей группы
Конспект открытого занятия к районному методическому объединению воспитателей общеразвивающих групп по проблеме познавательного развития дошкольников посредством музейной педагогики для детей старшей группы.
«Поход в музей природы»
Подготовил: воспитатель Лука Ксения Олеговна
25.03.2022г.
Публикация «Конспект открытого занятия „Поход в музей природы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Цель: уточнить знания детей о живой и неживой природы.
Программные задачи:
Обучающая:
систематизировать знания детей о природе: насекомых, животных, растении, первобытных людей.
Развивающая:
развивать у детей мелкую моторику рук;
развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их мелкие частицы.
Воспитательная:
воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе;
содействовать развитию интереса у детей к природе, умение видеть её красоту.
Оборудования: лупы (на каждого ребёнка)
Ход образовательной деятельности:
Круг приветствия «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Организационный момент:
(дети стоят полукругом на ковре)
Ребята, какое сейчас время года? (Весна, верно, сейчас у нас весна, а что у нас весной оживает? (природа, да, действительно, оживает природа, скоро прилетят к нам птицы, на деревьях появятся почки, зазеленеет трава, проснуться животные в лесу и насекомые.
Ребята, я предлагаю отправится вам в наш Музей природы, где мы сможем узнать об эволюции всего живого, разнообразии животного и растительного мира.
Но, прежде чем мы пойдём в наш Музей природы, давайте ознакомимся с правилами поведения в музее:
1. Нельзя трогать экспонатами руками, нельзя снимать их с полок, смотреть только глазками;
2. Нельзя разговаривать громко, а тем более кричать;
3. Мы должны передвигаться медленно, чтоб все внимательно рассмотреть.
4. Не мешать своим товарищам.
(идём в Музей природы)
Познавательная деятельность:
Сначала Земля была очень – очень горячей, как Солнце. Когда горячий пар от Земли столкнулся с холодом космоса пошёл дождь. И вся Земля покрылась водой. Первая жизнь зародилась в воде. Это были бактерии – микроскопические невидимые глазу существа. Благодаря бактериям появились растения.
Как вы думаете, почему первыми появились растения, а не животные? (растениям для жизни нужна вода и свет. А животным нужны растения для пищи)
Прошло много лет и появились маленькие существа, которые потом переродились в разных животных, эти существа вышли на сушу, мы их называем динозавры, динозавры были разные от самых маленьких до самых огромных, и динозавры подразделялись на травоядных и плотоядных
А как вы думаете, у какого динозавра были самые большие зубы? (тираннозавр)
Верно, у него самые большие зубы были. А ещё у некоторых динозавров были длинные шеи, которые достигали до 14 метров, давайте посмотрим какая она была, сделайте один большой шаг, это у нас один метр, а теперь надо сделать 14 больших шага, и мы узнаем какая была шея (дети узнают с помощью шагов длину шеи)
Потом после падения метеорита на нашу планету и его взрыва, небо заволокло клубами пыли, пепла, солнце не смогло просветить через эту толстую завесу и наступил ледниковый период, (Как вы думаете, что значит ледниковый период) динозавры и многие доисторические животные погибли.
После динозавров появились доисторические животные и первые люди. У них не было практически ничего, а погода же меняется и дождь, и снег, и град, людям надо было где-то прятаться. Как вы думаете, что они предприняли, чтобы спрятаться от такой погоды? (начали строить жилища, верно, люди начали создавать жилища.
Посмотрите на них, какая у них одежда? какие у них орудия и оружие? А вы знаете от, куда у них появлялась еда и одежда? (они добывали животных, снимали с них шкуру и шили себе одежду, а мясо съедали). Они также еще добывали растительную пищу – коренья, фрукты. А как вы думаете, если бы люди убивали животных просто ради забавы, что могло произойти? (животных не стало бы, человеку нечего было бы есть и человечество бы вымерло)
В живой природе чаще всего выделяют четыре царства – Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Пойдемте дальше, здесь у нас представлены образцы царства растений, как вы думаете, что это? (мох, верно, ребята, это два разных мха, первый мох – это кукушкин лён или политрихум обыкновенный – это растение живёт много лет и считается самым длинным мхом в мире он находится в местах, где много влажности, посмотрите через лупы, обратите внимание на ворсинки, а рядом второй мох – ягель или по-другому «Олений мох» он находится на каменистых поверхностях он устойчиво переносит перепады температуры, у него есть полезные свойства, например такие как он может остановить воспалительный процесс на ваших ранках или же может остановить кровь с помощью компресса, посмотрите через лупы, здесь такие же ворсинки? (нет, они разные, а чем они отличаются? (ответы детей) А как вы думаете, если вырубить весь лес, что может произойти с этими растениями? (они погибнут)
Посмотрите, здесь представлены дома животных, птиц, насекомых: скажите мне, кто в них живет? (мышь, верно, а кто мне скажет, где мышь живет? (в норках) да, посмотрите внимательно на её гнездо, из чего оно состоит? (ответы детей). Да, мышь вьет гнездо из сена, травы, пуха, а внутри этой норки есть комнатка, где они спят, там находится пух мышки, посмотрите внимательно через лупу, может даже найдёте эту комнатку.
Следом у нас гнездо птиц, где у нас вьют гнёзда? (на деревьях) верно, расскажите мне, а как птицы делают гнёзда? (птицы находят ветки и вьют из них гнёзда, а также они любят добавлять различный материал, сорока добавляет земляную гряз, ласточка собственную слюну, ворона просто из веток, а воробьи и синицы даже волокна из сеток, которые ставятся в окна). А как вы думаете, что случиться, если мы попытаемся потрогать это гнездо, погладить вылупившегося птенчика? (птица покинет гнездо и птенец погибнет)
Далее идёт гнездо ос и гнездо пчёл, как вы думаете, как осы делают свои гнёзда? (осы делают своё гнездо из древесины, смачивая ее обильно своей слюной, верно, а пчёлы? (из пчелиного воска, которые они сами вырабатывают)
Далее, давайте посмотрим на левую сторону, здесь у нас находятся бабочки, как вы думаете, как называют эту бабочку? (шелкопряд, верно, это шелкопряд, а почему его так называют? (ответы детей) эта бабочка одомашнена, шелкопряд создаёт коконы, этот кокон представляет собой тонкую нить, она даже тоньше нашего волоска, потрогайте свой волосок, он тонкий, а у кокона ещё тоньше, но такой нитью работать неудобно и поэтому завивают несколько ниточек в одну. Из таких ниток создают паруса у кораблей, также одежду создают с помощью этих ниток, вы ведь знаете одежда из шелка? Посмотрите в этом альбоме, этот материал, очень гладкий, прохладный.
Следом у нас идут разные разновидности бабочек, они по-своему очень привлекательные, через лупу рассмотрите их крылья, какие разные краски природа создаёт для бабочек, они отличаются природной красотой, а у всех ли бабочек одинаковые узоры? (нет, у всех пород бабочек они разные, верно, крылья имею разную расцветку и узоры, окраска даёт защиту он вредителей, чтобы они могли спокойно слиться с окружающей средой. Некоторые бабочки живут всего лишь сутки, за это время они успевают отложить яйца. Обратите внимание, что здесь у нас представлены более яркие оттенки бабочек так как ни живут в тёплых краях, где много ярких красок и много деревьев с большими листьями и бабочки могут много, где спрятаться. А снизу представлены бабочки наших краёв, посмотрите, они более серых оттенков, так как им практически негде спрятаться.
А здесь у нас интересная бабочка, посмотрите на её крылья, как вы думаете, на что они похожи? (на бумагу) да, крылья у этой бабочки похоже на рисовую бумагу, эта бабочка в Китае символизирует счастье, много бабочек выпускают на свадьбе, чтобы брак был счастливым. А что рядом с бабочками находится? (мотыльки, верно, когда мотыльки у нас спят и бодрствуют? (они спят днём, прячась под листьями, а ночью они бодрствуют).
Рядом с бабочками у нас соты диких пчёл, такие гнезда не используются человеком, а используются животными. Какое животное основной любитель меда в Сибири? Давайте рассмотрим, какие соты у пчёл, соты взяты из дикого гнезда. Обратите внимание на их расположение и форму. (они овальные, нет четкой шестиугольной формы и не расположены в одной плоскости)
А здесь мы с вами рассмотрим семена, чтобы природа дальше развивалась человек ссадит семена деревьев, но и не только человек помогает, сама природа себе помогает, она сбрасывает семена с деревьев, из которых потом вырастает росток., здесь у нас представлены грецкие семена, фисташковое, манговое, осиновое…
А теперь ответьте на один простой и последний вопрос нашего музея природы. Что надо делать, чтобы сохранить эту красоту природы?
(ответы детей) (не разорять гнезда и жилища насекомых, животных. Не ломать растения и не срывать без необходимости. не истреблять животных. не загрязнять поля, реки, озера.
Ребята, мы посетили музей природы. Вам понравилась наша экскурсия? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
После экскурсии я предлагаю вам нарисовать, то, что вам понравилось больше всего в экскурсии.