Юлия Кажанова
«Погружение в волшебный мир музыки». Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ПОГРУЖЕНИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ
(приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ)
Ю. В. Кажанова, музыкальный руководитель
МДОАУ №171 город Оренбург
Публикация «„Погружение в волшебный мир музыки“, Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Известно, что неврозы являются одними из наиболее распространенных расстройств детского здоровья. Нередко появлению неврозов сопутствуют нарушения в развитии, такие как СДВГ, Аутизм и др.
Все больше появляется детей с гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями, повышенной тревожностью, замкнутые, застенчивые. Неумение выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватное применение мимика – жестовой речи. Поэтому особое место в ряду оздоровительных технологий могут и должны занимать методы музыкальной терапии.
Еще с древних времен было замечено, что музыкальные звуки и ритмы имеют мощное воздействие на эмоциональное, психическое и физическое состояние человека. Пифагор - философ, математик, музыкант, первый музыкальный терапевт говорил, что каждый день нужно начинать с пения и заканчивать пением, которое гармонизирует состояние психики, ума.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
В музыкальной терапии центральным элементом является музыка. При помощи музыки, через музыку строится вся коррекционная работа. Музыка может быть исполняема самим ребенком – это вокал, ритм, инструментальная импровизация. Также традиционное воздействие музыки, звучащая фоном, извне. И третья грань музыки является ощущение ребенком своего организма, как «музыкального инструмента», работа с ритмами дыхания, тембром голоса, пластикой.
Использование музыки в работе с детьми дошкольного возраста позволяет на протяжении всего дня сохранять устойчивое внимание, повышать результативность усвоения материала, формируется положительный эмоциональный настрой, развиваются фантазия и творчество. Дети находятся в бодром расположении духа, доброжелательны, эмоциональны, активно сотрудничают с взрослыми и активно общаются со сверстниками.
В своей практике я использую следующие методы работы:
- метод импровизационно – игровой терапии. Своеобразный настрой (Этюды, игры – задания). Это может быть сказка, стихотворение, рассказ, воплощенный в музыке. Дети включают фантазию, воображение. Музыка помогает войти в состояние и снимает психоэмоциональное напряжение, поможет коммуникации между детьми.
- метод музыкально – двигательной активности. Коллективный и импровизационный характер проведения приводит к тому, что образ становится ярче, между детьми появляется общение (т. е коммуникация) и взаимодействие. Также снижается психоэмоциональное напряжение, улучшается функциональное состояние организма.
Когда ребенок психологически зажат, находится, как говорится в «мышечном панцире» очень помогает пластическое интонирование. Снимается зажатость мышц через автоматизм движения и его раскрепощения.
Учим ребенка поднимать руки и делать зеркальные движения по определенной схеме (размер 2/4, затем 3/4, 4/4). Движения должны быть плавными, без рывков. Такое задание можно выполнять не более 15 минут. Игру можно назвать «Дирижер». Каждое движение сопровождается голосом. Музыкальные примеры для этого занятия: фольклорные детские песни, песни из мультфильмов, и конечно классическая музыка спокойного характера.
По методу С. В. Шушарджана «Вокалотерапия» учимся правильно дышать и петь. Кто поет, у него снижается уровень кортизола (гормона стресс). Укрепляется дыхательная и сердечно – сосудистая системы. Происходит вибромассаж внутренних органов. Дети, которые поют, меньше болеют. М. Л. Лазарев в своих исследованиях уделял внимание эмоциональному аспекту аппарату дыхания в дыхательной музыкотерапии и дыхательной гимнастики через духовые инструменты.
В пассивных методах музыкотерапии классика играет огромную роль. Существует такое высказывание как «Эффект Моцарт». Его музыкальные произведения считаются особыми. По утверждению нейробиологов, она мобилизует возможности мозга. Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке соответствует характеру биотоков головного мозга.
Направление «Рисуем музыку»
1. Прослушивая выбранное музыкальное произведение, дети могут рисовать, фантазировать через краски или карандаши на листе бумаге. Если ребенок не хочет этого делать, не настаивайте, пусть он спокойно посидит или полежит на ковре. Если ему захочется уедиться, позвольте ему это сделать. Постарайтесь, чтобы во время звучания музыки была тишина, не делайте ребенку замечания, не дергайте его. Пусть 2-3 минуты звучит только музыка.
Такое прослушивание снимает гнев, улучшает настроение, положительно влияет на общее самочувствие.
2. Дыхательная гимнастика и пение. Поделайте с детьми дыхательные упражнения в игровой форме перед пением.
Песни можно брать любые, главное, чтобы детям нравились, и они пели с удовольствием. Придерживайтесь детского репертуара, не нужно брать взрослые песни. Начинайте песню петь тихо, спокойно, без выкриков. Берегите детский голос! Если песня идет с аккомпанементом, пойте с начала без него, а затем с аккомпанементом.
Очень рекомендуем петь детские фольклорные песни, потешки. Они положительно влияют на эмоциональный фон ребенка.
3. Если песня спета, можно ее украсить музыкальными инструментами. Но сначала предложите детям самим выбрать инструмент и спросите: «Почему именно этот инструмент? «Сыграй нам свое настроение»,
«А ты хочешь придумать свою песенку?» И только после того как дети пофантазируют, можно предложить спеть песни и подыграть на музыкальных инструментах.
Направление «Танцуем музыку»
Включайте музыку озорного, веселого характера и попросите детей подвигаться под нее. Можно чередовать: танцевальная музыка – вальсовая музыка в свободной форме. Как можно чаще хвалите ребенка!
Можно поиграть в коммуникативные игры – танцы.
Главное – это погружение в музыкальную среду и создание эмоционально – положительного климата.
Наука не стоит на месте и ведущие специалисты научно – исследовательского центра музыкальной терапии и вокалотерапии разработали инновационный комплекс «Dr.Musik-Baby».
Он включает 3 блока:
- Диагностический, для выявления имеющихся нарушений.
-Рецептивные МТ-программы «Музыка здоровья», «Эко Музыка» «Виртуальная музыкотерапия»
- Активные методики: элементарная МТ (активное участие в процессе детей, игровая вокалотерапия, музыко-арт-терапия учитывая положительное влияние музыки и цветового спектра на нервную систему человека. Так же были разработаны программы для слушания музыки. У каждого диска индивидуальная программа по запросу клиента. Для этих программа музыкальные произведения подбирались тщательно и не один год.
№1"АНТИСТРЕСС & БЕССОННИЦА"
№2 "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ & НАСТРОЕНИЕ+ "
№3 " СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ: ГИПЕРТОНИЯ & ГИПОТОНИЯ"
№4 "ПСИХИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ"
№5 "ДЕПРЕССИЯ & ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ"
№7 "ЭНЕРГИЯ+"
№8 "ТЕРАПИЯ СТРАХА И ТРЕВОГИ"
№9 "ГИПЕРТОНИЯ & НЕРВНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ
. Интересная разработка в виде куклы «Еремы». Кукла ручной работы, с цветомузыкальным устройством и дистанционной компьютеризированной системой управления. Лечебная кукла "Ерема" снабжена программами музыкотерапии, которые гармонизируют эмоциональную сферу, снимают страхи и способствуют личностному развитию ребенка. Кукла также транслирует добрые музыкальные сказки.
В целом - Ерема отличный помощник не только специалистам, но и родителям, которые могут, не отвлекаясь от дел, контролировать поведение детей, в том числе гиперактивных.
Набор виртуальной Музыко & Арт терапии - это 8 инновационных цифровых программ для психотерапии на DVD. Здесь объединяются 2 терапевтических фактора одновременно: визуальный ( шедевры живописи: Ван Гог, К. Моне и др.) и слуховой (музыкальные шедевры : В. Моцарт, П. Чайковский и др.).
Принцип синхронного действия акустических и образно-цветовых алгоритмов дает превосходные клинические результаты в работе с взрослыми и детьми. Технология успешно применяется в психологии для коррекции эмоциональных расстройств; в медицине для реабилитации людей с хроническими психосоматическими и невротическими расстройствами; в учебной практике для улучшения здоровья студентов и развития личности
«МТ – это прекрасный способ через музыку позволить человеку приблизиться к осознанию, что он сам творит свою жизнь, сам творит все свои миры». Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!
Список, используемой литературы
1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004г
2. Еремина Н. И Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально-неблагополучных семей методом игровой вокалотерапии – Дисстертация на соиск. уч. ст к. п. н. М., РНЦ ВМ и К, 2009г
3. Декер – Фойгт Г. -Г. Введение в музыкотерапию : перевод с немецкого СПб., 2003г
4. Кэмпбелл Д. Дж Эффект Моцарта: пер. с анг. М., 1995г
5. Карпова Т. А, статья из «энциклопедии традиционной народной медицины» Москва, ООО «Издательство АСТ «Сопричастность» 2002г
6. МУЗЫКОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ : НАУКА, ПРАКТИКА, ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы Международной конференции, г. Москва, 2019 г.
7. Разумов А. И., Шушарджан С. В., Методы музыкальной терапии (пособие для врачей)
8. Торопова А. В., Львова Т. В. Теория и практика музыкально – деятельностной терапии. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности, г Москва, 2021г
9. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам- М., Издательство АО «Перспектива» 1994г
10. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М., 2005г