Приложение МААМ

«Погружение в волшебный мир музыки». Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ

Юлия Кажанова
«Погружение в волшебный мир музыки». Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ПОГРУЖЕНИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ

(приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ)

Ю. В. Кажанова, музыкальный руководитель

МДОАУ №171 город Оренбург

Темочки:

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Известно, что неврозы являются одними из наиболее распространенных расстройств детского здоровья. Нередко появлению неврозов сопутствуют нарушения в развитии, такие как СДВГ, Аутизм и др.

Все больше появляется детей с гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями, повышенной тревожностью, замкнутые, застенчивые. Неумение выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватное применение мимика – жестовой речи. Поэтому особое место в ряду оздоровительных технологий могут и должны занимать методы музыкальной терапии.

Еще с древних времен было замечено, что музыкальные звуки и ритмы имеют мощное воздействие на эмоциональное, психическое и физическое состояние человека. Пифагор - философ, математик, музыкант, первый музыкальный терапевт говорил, что каждый день нужно начинать с пения и заканчивать пением, которое гармонизирует состояние психики, ума.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

В музыкальной терапии центральным элементом является музыка. При помощи музыки, через музыку строится вся коррекционная работа. Музыка может быть исполняема самим ребенком – это вокал, ритм, инструментальная импровизация. Также традиционное воздействие музыки, звучащая фоном, извне. И третья грань музыки является ощущение ребенком своего организма, как «музыкального инструмента», работа с ритмами дыхания, тембром голоса, пластикой.

Использование музыки в работе с детьми дошкольного возраста позволяет на протяжении всего дня сохранять устойчивое внимание, повышать результативность усвоения материала, формируется положительный эмоциональный настрой, развиваются фантазия и творчество. Дети находятся в бодром расположении духа, доброжелательны, эмоциональны, активно сотрудничают с взрослыми и активно общаются со сверстниками.

В своей практике я использую следующие методы работы:

- метод импровизационно – игровой терапии. Своеобразный настрой (Этюды, игры – задания). Это может быть сказка, стихотворение, рассказ, воплощенный в музыке. Дети включают фантазию, воображение. Музыка помогает войти в состояние и снимает психоэмоциональное напряжение, поможет коммуникации между детьми.

- метод музыкально – двигательной активности. Коллективный и импровизационный характер проведения приводит к тому, что образ становится ярче, между детьми появляется общение (т. е коммуникация) и взаимодействие. Также снижается психоэмоциональное напряжение, улучшается функциональное состояние организма.

Когда ребенок психологически зажат, находится, как говорится в «мышечном панцире» очень помогает пластическое интонирование. Снимается зажатость мышц через автоматизм движения и его раскрепощения.

Учим ребенка поднимать руки и делать зеркальные движения по определенной схеме (размер 2/4, затем 3/4, 4/4). Движения должны быть плавными, без рывков. Такое задание можно выполнять не более 15 минут. Игру можно назвать «Дирижер». Каждое движение сопровождается голосом. Музыкальные примеры для этого занятия: фольклорные детские песни, песни из мультфильмов, и конечно классическая музыка спокойного характера.

По методу С. В. Шушарджана «Вокалотерапия» учимся правильно дышать и петь. Кто поет, у него снижается уровень кортизола (гормона стресс). Укрепляется дыхательная и сердечно – сосудистая системы. Происходит вибромассаж внутренних органов. Дети, которые поют, меньше болеют. М. Л. Лазарев в своих исследованиях уделял внимание эмоциональному аспекту аппарату дыхания в дыхательной музыкотерапии и дыхательной гимнастики через духовые инструменты.

В пассивных методах музыкотерапии классика играет огромную роль. Существует такое высказывание как «Эффект Моцарт». Его музыкальные произведения считаются особыми. По утверждению нейробиологов, она мобилизует возможности мозга. Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке соответствует характеру биотоков головного мозга.

Направление «Рисуем музыку»

1. Прослушивая выбранное музыкальное произведение, дети могут рисовать, фантазировать через краски или карандаши на листе бумаге. Если ребенок не хочет этого делать, не настаивайте, пусть он спокойно посидит или полежит на ковре. Если ему захочется уедиться, позвольте ему это сделать. Постарайтесь, чтобы во время звучания музыки была тишина, не делайте ребенку замечания, не дергайте его. Пусть 2-3 минуты звучит только музыка.

Такое прослушивание снимает гнев, улучшает настроение, положительно влияет на общее самочувствие.

2. Дыхательная гимнастика и пение. Поделайте с детьми дыхательные упражнения в игровой форме перед пением.

Песни можно брать любые, главное, чтобы детям нравились, и они пели с удовольствием. Придерживайтесь детского репертуара, не нужно брать взрослые песни. Начинайте песню петь тихо, спокойно, без выкриков. Берегите детский голос! Если песня идет с аккомпанементом, пойте с начала без него, а затем с аккомпанементом.

Очень рекомендуем петь детские фольклорные песни, потешки. Они положительно влияют на эмоциональный фон ребенка.

3. Если песня спета, можно ее украсить музыкальными инструментами. Но сначала предложите детям самим выбрать инструмент и спросите: «Почему именно этот инструмент? «Сыграй нам свое настроение»,

«А ты хочешь придумать свою песенку?» И только после того как дети пофантазируют, можно предложить спеть песни и подыграть на музыкальных инструментах.

Направление «Танцуем музыку»

Включайте музыку озорного, веселого характера и попросите детей подвигаться под нее. Можно чередовать: танцевальная музыка – вальсовая музыка в свободной форме. Как можно чаще хвалите ребенка!

Можно поиграть в коммуникативные игры – танцы.

Главное – это погружение в музыкальную среду и создание эмоционально – положительного климата.

Наука не стоит на месте и ведущие специалисты научно – исследовательского центра музыкальной терапии и вокалотерапии разработали инновационный комплекс «Dr.Musik-Baby».

Он включает 3 блока:

- Диагностический, для выявления имеющихся нарушений.

-Рецептивные МТ-программы «Музыка здоровья», «Эко Музыка» «Виртуальная музыкотерапия»

- Активные методики: элементарная МТ (активное участие в процессе детей, игровая вокалотерапия, музыко-арт-терапия учитывая положительное влияние музыки и цветового спектра на нервную систему человека. Так же были разработаны программы для слушания музыки. У каждого диска индивидуальная программа по запросу клиента. Для этих программа музыкальные произведения подбирались тщательно и не один год.

№1"АНТИСТРЕСС & БЕССОННИЦА"

№2 "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ & НАСТРОЕНИЕ+ "

№3 " СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ: ГИПЕРТОНИЯ & ГИПОТОНИЯ"

№4 "ПСИХИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ"

№5 "ДЕПРЕССИЯ & ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ"

№7 "ЭНЕРГИЯ+"

№8 "ТЕРАПИЯ СТРАХА И ТРЕВОГИ"

№9 "ГИПЕРТОНИЯ & НЕРВНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ

. Интересная разработка в виде куклы «Еремы». Кукла ручной работы, с цветомузыкальным устройством и дистанционной компьютеризированной системой управления. Лечебная кукла "Ерема" снабжена программами музыкотерапии, которые гармонизируют эмоциональную сферу, снимают страхи и способствуют личностному развитию ребенка. Кукла также транслирует добрые музыкальные сказки.

В целом - Ерема отличный помощник не только специалистам, но и родителям, которые могут, не отвлекаясь от дел, контролировать поведение детей, в том числе гиперактивных.

Набор виртуальной Музыко &; Арт терапии - это 8 инновационных цифровых программ для психотерапии на DVD. Здесь объединяются 2 терапевтических фактора одновременно: визуальный ( шедевры живописи: Ван Гог, К. Моне и др.) и слуховой (музыкальные шедевры : В. Моцарт, П. Чайковский и др.).

Принцип синхронного действия акустических и образно-цветовых алгоритмов дает превосходные клинические результаты в работе с взрослыми и детьми. Технология успешно применяется в психологии для коррекции эмоциональных расстройств; в медицине для реабилитации людей с хроническими психосоматическими и невротическими расстройствами; в учебной практике для улучшения здоровья студентов и развития личности

«МТ – это прекрасный способ через музыку позволить человеку приблизиться к осознанию, что он сам творит свою жизнь, сам творит все свои миры». Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!

Список, используемой литературы

1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004г

2. Еремина Н. И Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально-неблагополучных семей методом игровой вокалотерапии – Дисстертация на соиск. уч. ст к. п. н. М., РНЦ ВМ и К, 2009г

3. Декер – Фойгт Г. -Г. Введение в музыкотерапию : перевод с немецкого СПб., 2003г

4. Кэмпбелл Д. Дж Эффект Моцарта: пер. с анг. М., 1995г

5. Карпова Т. А, статья из «энциклопедии традиционной народной медицины» Москва, ООО «Издательство АСТ «Сопричастность» 2002г

6. МУЗЫКОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ : НАУКА, ПРАКТИКА, ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы Международной конференции, г. Москва, 2019 г.

7. Разумов А. И., Шушарджан С. В., Методы музыкальной терапии (пособие для врачей)

8. Торопова А. В., Львова Т. В. Теория и практика музыкально – деятельностной терапии. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности, г Москва, 2021г

9. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам- М., Издательство АО «Перспектива» 1994г

10. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М., 2005г

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Фотоотчет «Волшебный мир музыки»Фотоотчет «Волшебный мир музыки» Фоторепортаж "Волшебный мир музыки" Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Конспект музыкального занятия, посвященного первому Дню Зимы с элементами музыкотерапии (подготовительная группа)Конспект музыкального занятия, посвященного первому Дню Зимы с элементами музыкотерапии (подготовительная группа) Наступила зима. И мне захотелось провести с детьми музыкальное занятие, посвященное именно этому дню. И вот что из этого вышло. Цель: Формировать.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Погружение в волшебный мир музыки». Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 марта 2022 в 10:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Погружение в волшебный мир музыки». Приемы музыкотерапии для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кажанова (УИ 217817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД