Инна ГРИГОРЬЕВА
Логопедическое занятие «Поговорим о космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами. Отгадайте мои загадки:
1)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
Ответ: Солнце
2)
Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая…
Ответ: Луна
3)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Публикация «Логопедическое занятие „Поговорим о космосе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
Вся карамель та внезапно растает.
Ответ: Звезды
2. Вступительная беседа с показом презентации
Логопед : Про что были загадки?
Дети: Про солнце, луну, звезды.
Логопед : Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и планет?
Дети: Космос.
Логопед : Правильно. Посмотрите на экран. (слайд 2). И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос. Но для начала мы должны хорошенько подготовиться к полету. Скажите, а люди уже летали в космос?
Д: Летали.
Л: Правильно. Первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (слайд 3). Люди очень давно мечтали покорить космос. Они долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд! Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот люди построили космический корабль и полетели в Космос. Но прежде, чем полетел знаменитый космонавт Юрий Гагарин, в кабине космического корабля жила, дышала, летела над миром собака Лайка (слайд 4).
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и
Стрелка (слайд 5). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.
Л: Вспомните, как зовут знаменитого космонавта, первого человека, побывавшего в космосе?
Д: Юрий Гагарин.
Л: Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова (слайд 6).
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.
Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!
3. Физминутка
Игра «Запуск ракеты»
Л: К запуску космического корабля приготовиться (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться (повторяют его движения)
Л. : Включить контакты (Соединяет большие пальцы рук).
Д. : Есть, включить контакты!
Л. : Завести мотор!
Д. :Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратныйотсчет).
Все: 5,4,3,2,1, ПУСК (сомкнутые руки вверх).
4. Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)
Л: Наше путешествие начинается. Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? Летим, Летим! (звучит музыка)
Прилетели! Заглушили все свои моторы!
Вот мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы оказались? ( Дети: на марсе). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца. Ой, смотрите, кто это? Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они нас не понимают. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.
Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы!
Л: Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм, перчатка.
Полетели дальше!
5. Игра «Четвертый - лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).
Л: Полетели! (звучит музыка). Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.
Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Отгадайте, какое слово лишнее:
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Вертунчик: Молодцы! Отгадали все-все мои загадки!
Л: Полетели! (звучит музыка) Летим, летим! Прилетели.
6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета» (слайд 9).
Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с вами на неизведанной планете. В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно (луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступенчатая). Молодцы.
Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).
7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»
Л: Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. Следующий капитан полетит с вами дальше.
8. Ритмическое упражнение, «Луна» (слайд 10)
Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна - это спутник Земли и второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!
Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции
Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).
10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун» (слайд 11).
Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
Вот мы с вами попали на планету «Нептун» - восьмую планету Солнечной системы. Далеко она от Солнца, должно произойти что-то интересное. Посмотрите, ребята, сундук какой! (Открывают сундук)
Игра «Отгадай, из какой это сказки».
1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко? («Белоснежка и 7 гномов»)
2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»)
3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»)
4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка-Ряба»)
5. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»)
11. Работа с разрезными картинками
Л: Нам пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны составить из частей космические корабли. (Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?
Л: Молодцы: полетели дальше со мной.
Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля» (слайд 12)
Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Вы ее прекрасно знаете. Это планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами.
А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.
Л: Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает - вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.
Л: Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает. А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе
13. ИтогДавайте поиграем с вами, добавь словечко.
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Приглашаю вас совершить космическое путешествие. Давным-давно, когда человек был очень древним, смотрел на звёздное небо, любовался звездами. А потом человек захотел узнать, почему звезды такие яркие. Для этого придумал специальный прибор (какой) Потом человек захотел освоить космос. Как космос велик и прекрасен, как много загадок таит, но только умеющий думать сумеет ответить мне:
Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии? (о космосе и профессии космонавта).
- Кто же придумал первую ракету? (Константин Циолковский и Сергей Королев).
- Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета? (Ю. А. Гагарин, «Восток».)
- А кто была первая женщина космонавт? (В. В. Терешкова)
- Какими качествами должен обладать космонавт? (Здоровым, смелым, храбрым, работоспособным, умным, упорным)
- Как едят космонавты? (из тюбиков, как зубную пасту)
- Как спят космонавты? (в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями)
- Как называется специальный костюм космонавта? (Скафандр)
- Сколько планет в Солнечной системе? (девять)
- Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер)
- Какая самая маленькая? (Плутон)
- Луна не планета, а что? (Спутник Земли)
- Самая близкая к Земле звезда? (Солнце)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Как вы думаете, на что похожа наша Земля из космоса? (на голубой шар)
- Какая она по счету от Солнца? (третья)
- Уменьшенная копия Земли? (Глобус)
- Сооружения для запуска ракет в космосе? (Космодром)
- Аппарат, который, вращается вокруг Земли, передаёт сведения о погоде, ведёт видео съемку? (Спутник)
- Фантастический летательный аппарат? (Летающая тарелка)
- Ученый, который ведет наблюдения за космосом? (Астроном). Сегодня на нашем занятии эту роль будет выполнять Мария Сергеевна.
Воспитатель
Презентация центров активности.
Воспитатель: Сегодня работают четыре центра. В каждом центре стоят стульчики, именно столько детей может работать в каждом центре. Вы должны так распределиться по центрам, чтобы всем вашим друзьям хватило места. А сейчас я вам расскажу, чем же вы сможете заниматься в каждом центре, слушайте внимательно и определяйтесь с выбором, в какой центр вы пойдете работать.
Центр искусства: Вы можете стать создателем собственной модели космического корабля, используя пластилин и зубочистки. Изобразить космическое пространство в технике граттаж.
Центр математики: Вы можете пройти по космическим ступеням. Решить математические примеры пользуясь знаниями состав числа.
Закрепить знания о свойствах геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника.
Центр конструирования: Вы можете стать настоящими конструкторами и сделать модель космической техники из деталей конструктора. Но сначала вам надо решить математические примеры, а ответы примеров будут соответствовать количеству деталей в высоту. Если вы быстро справитесь с заданием, то можете из цветной бумаги вырезать заготовки деталей и построить свою космическую технику.
Центр науки: С Марией Сергеевной вы попадете в КОСМОЛАБОРАТОРИЮ вас ждут интересные, будете рисовать на молоке космическое пространство, а из сахара и воды разноцветные планеты.
Мы попадаем в космическое пространство, закройте глаза и встаньте на одну ногу, попробуйте ощутить невесомость. (звучит космическая музыка) Откройте глаза.
Мы вернулись из космического путешествия. Предлагаю взять по одному разноцветному кругу и сделать свой выбор по центрам.
Дети делают выбор, вставляют своё фото в нужное окошечко, после чего встают «паровозиком», начинают отсчёт 5. 4. 3…2. 1. пуск и от центра к центру «доезжают».
В центрах дети работают самостоятельно, если нужна помощь педагога, то поднимают желтый конус, если работа окончена, то поднимают зеленый конус.
По желанию воспитатель:
Игра «Летает - не летает». Если летает - поднимаем руки. (Птица, кастрюля, тарелка, самолёт, воздушный шар, ракета, бабочка, диван, муха, лодка, комар, вертолёт, собака, ковёр, ковёр-самолёт).
Итоговый сбор. Воспитатель подаёт сигнал к сбору. Все участники встречаются в кругу. Воспитатель: Кто из вас желает поделиться своими впечатлениями от проделанной работы? Получилось ли у вас всё то, что задумали? Довольны ли вы своей работой? (Подводится итог работы). Ребята показывают друг другу продукт своей деятельности.
Воспитатель: Спасибо всем за совместную работу.
Пальчиковая гимнастика по теме «Космос»
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он, поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.