Доценко Елена
Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад комбинированного вида №9 «Лесная сказка»
пос. Анджиевский Минераловодского района
Методическая разработка
на тему «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
воспитателя Доценко Е. А.
План:
1. Проблема двигательной активности детей.
2. Цель работы.
3. Подвижная игра в педагогике.
4. Организация подвижных игр в детском саду.
Публикация «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире.
Движение - врожденная, жизненно необходимая потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство.
Но дети, приходя в образовательное учреждение, детский сад то или школа, сталкиваются с одним из первых неприятных сюрпризов, - это… «запрет на движение».
Двигательную активность детей отличают показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 часов, на двигательную активность приходится лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 часов 15 минут против 5 часов 45 минут. Дети 6-7 лет все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей 6-7 лет могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни.
Такую ситуацию Н. А. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии.
Необходимость поиска эффективных средств работы по повышению уровня физического развития дошкольников, и созданием условий по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста обусловила цель данной работы: отследить влияние подвижных игр на двигательную активность у детей дошкольного возраста, предложить комбинированный вид современной подвижной игры.
Эффективным средством развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Основатель российской системы физического воспитания. Ф. Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В. Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях. Подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка.
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно : и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.
Еще Я. А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры :
• движение;
• физическая раскованность и свобода;
• общественный характер;
• состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
• наличие правил, т. к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;
• легкость, которую приобретает каждый ее участник;
• ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».
Этими принципами руководствуемся и теперь.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.
При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.
Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.
В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.
Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).
Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке составляет 8- 12 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 20 – 25 мин.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные.
Остановимся на сюжетных играх. Они имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах.
Дети старшего дошкольного возраста могут предлагать и организовывать сюжетные подвижные игры самостоятельно. Но в последнее время воспитатели все чаще сталкиваются с одной проблемой. Дети предлагают для игры сюжеты мультфильмов или компьютерных игр. Дома, во дворе они играют в «Зомби», «Бабка Гренни» и им подобные. Перед педагогами стоит задача: отвлечь детей от таких игр, предложить игры равноценные по остроте ощущений и несравнимо более качественные по развивающим и воспитательным параметрам.
Эффективным, с моей точки зрения, является комбинирование различных игр, в том числе различных по уровню двигательной активности, и объединение их единой сюжетной линией. Предлагаю рассмотреть игру «Веселое путешествие». Замечу, что отдельные элементы игры детям уже знакомы. Цель игры : учить детей действовать по команде, бегать по площадке, не сталкиваясь друг с другом, активизировать речь, пополнять словарный запас, различать цвета и, конечно, создавать позитивный настрой, вызывать желание играть и организовывать игры.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: А куда вы хотели бы отправиться?
Дети предлагают варианты: в горы, на море, на остров.
Воспитатель: Хотите побывать на необитаемом острове?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подумаем, какой транспорт нам понадобится?
Дети: Автомобиль, поезд, корабль, самолет.
Воспитатель: В нашем городе есть аэропорт. Может, выберем самолет?
Дети: Да!
Воспитатель: А как нам добраться до аэропорта?
Дети: На машине.
Воспитатель: Хорошо. Тогда нам, наверное, нужно знать цвета светофора, чтобы не попасть в аварию. Давайте проверим, как вы их знаете. Поиграем в игру «Раз, два, три, к названному цвету беги». (Воспитатель говорит «Раз, два, три, к зеленому цвету беги» и дети должны найти на площадке предмет зеленого цвета, дотронуться до него).
Дети могут выбрать поезд. Тогда можно поиграть в «Паровозик».
Замечательно, цвета вы знаете. Мы добрались до аэропорта. И теперь перед длительным перелетом нам необходимо проверить наши самолеты. Давайте поиграем в игру «Самолеты». Вы помните главное правило пилотов?
Дети: Не столкнуться, не споткнуться.
Воспитатель: Правильно! Отправляемся. Где пилоты?
Дети: Вот пилоты!
Воспитатель: Где ваши самолеты?
Дети ставят руки в стороны, имитируя крылья самолета: Вот наши самолеты.
Воспитатель: Завели моторы!
Дети имитируют движения и звук работающего двигателя.
Воспитатель: В полет!
Дети врассыпную бегут по площадке, не сталкиваясь друг с другом и по команде воспитателя «На посадку!» возвращаются на места.
Можно усложнить задание: по команде воспитателя «Стоп!» дети должны замереть на месте, по команде «Полетели!» продолжить движение.
Воспитатель: Ну что же, думаю, к полету на необитаемый остров вы готовы. Отправляемся.
Дети «летят» за воспитателем, пока тот не говорит: «На посадку!»
Воспитатель: Вот мы с вами и на острове. Давайте осмотримся. Настоящий путешественник должен быть очень внимательным. Может, проверим вашу внимательность? Давайте поиграем в игру «Что я вижу?» (вариант игры «Узнай по описанию»). Я рассказываю о предмете, но не называю его. Этот предмет видно с нашей площадки. Например: это предмет квадратной формы желтого и красного цветов для игры в песке. Ответ: песочница. Первый правильно ответивший становится водящим. (Достаточно сыграть 4-5 раз).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наш остров не безопасен? Здесь есть действующий вулкан. Вы можете гулять по острову, а когда услышите слова «Вулкан проснулся, везде лава», должны убежать на возвышение, например, сесть на лавку, залезть на горку, и находиться там, пока не услышите слова «Лава ушла». (Вариант игры «Выше ноги от земли». Можно играть на выбывание). Играем 4-5 раз.
Воспитатель в конце подводит итоги игры, отмечает самых ловких, быстрых, сообразительных и т. д.
Игра практически не надоедает детям, потому что в рамках нее можно варьировать различные игры.
Важным моментом проведения подвижной игры является подготовка к ее проведению. И тут можно выделить несколько моментов.
Выбор подвижной игры зависит :
• от педагогических задач, которые ставятся перед игрой;
• подбор игрового материала, который определяю многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или прогулка) - на занятии время ограничено.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведение игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличии пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроится. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и тд). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре. Воспитатель должен подготовит обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес к игре.
Организация играющих:
• Первое важное условие — разместить играющих, правил выбрать место для объяснение игры.
• Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали рассказ воспитатель. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окну.
Объяснение игры.
Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группа воспитатель объясняет правила до начала игры.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
• название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра);
• цель игры (определения победителя);
• ход игры;
• роль играющих и расположение их на площадке;
• правила игры.
Объяснение игры нужно сопровождать показом.
Выделение водящих.
Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.
Выделить водящих можно разными способами:
• по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей);
• способ выбора по жребию (считалка);
• по выбору играющих (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных);
• по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды:
• по усмотрению воспитателя,
• путем расчета на 1-2,
• путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
• по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль.
Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Руководство процессом игры.
Необходимо начать игры организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.
Судейство.
Судья обязан строго следить за точностью выполнение правил, приемов в игре. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважению к судье и правилам.
Окончание игры.
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий».
Подведение итогов игры :
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте). Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Список использованной литературы:
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. -сост. Е. Ю. Александрова. Волгоград : Учитель, 2008.
2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М. : Просвещение, 2006.
3. Байкова Г. Ю. Реализация образовательной деятельности «Физическое развитие». М. : Волгоград : Учитель. 2016. 171с.
4. Вепрева И. И., Татарникова Г. М., Модель физкультурно- оздоровительного образования старших дошкольников. М. : Волгоград : Учитель, 2016.
5. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. – М. : Просвещение, 2009.
6. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду для детей 6-7 лет : методическое пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017.
7. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. М. : Просвещение, 2007.
8. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. c. 41-46.