Наталья Шуткина
Подвижные игры с дидактической направленностью для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра с дидактической направленностью
«Мы играем и решаем» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание.
1. Упражнять детей в беге с заданиями, в умении сохранять дистанцию во время бега, действовать по сигналу, продолжать развивать слуховое восприятие: упражнять в умении менять вид движения.
Публикация «Подвижные игры с дидактической направленностью для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
2. Закрепить названия цифр первого десятка и счет, умение решать примеры, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением.
3. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
4. Воспитывать дружеские отношения в игре, умение оказывать взаимопомощь.
5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.
Предварительная работа.
1. На занятии освоить числа первого десятка, знакомить с геометрическими фигурами.
2. Разучить д\и «Хлопки», д\и «Математическое лото», д\и «Веселый счет».
3. Разучить речевки, физминутки.
4. Уметь соотносить количество предметов (человек) с цифровым обозначением.
Материал.
1. Числовые карточки с цифрами.
2. Числовые карточки с точками.
3. Числовые карточки с геометрическими фигурами.
4. План группы с обозначением условными значками: углы, центр, стороны.
5. Числовые карточки с примерами.
6. Бубен, аудиозапись, магнитофон, мешочек с мелкими игрушками.
Правила игры.
1. Бегать по всей площадке, в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
2. Действовать по сигналу: окончание музыки.
3. Собираться в круг такому количеству человек, какая цифра на карточке.
4. Фишку получает тот, кто первый выполнит задание.
Вариативность.
1. Использовать числовые карточки с точками.
2. Использовать числовые карточки с геометрическими фигурами (3 круга, 2 треугольника).
3. Использовать план группы (отметить условными обозначениями по углам группы, по сторонам группы, в центре группы).
4. Использовать числовые карточки с примерами (например, 6 – 2).
5. Использовать для счета на слух бубен.
6. Использовать для счета на ощупь мешочек с мелкими игрушками.
7. Использовать для счета тактильное восприятие (на спине написать цифру).
8. В зависимости от задач физического развития менять движения: темп бега (с ускорением, с замедлением, изменять виды бега (с высоким подниманием бедра, парами, с выносом прямых ног, через предметы (набивные мячи, по массажной дорожке).
Ход игры.
Воспитатель произносит закличку на игру (природный настрой):
1, 2, 3, 1, 2, 3, ты играть скорей беги!
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Мы играем и решаем». Давайте напомним правила игры. Маша, как мы бегаем?
Дети: Мы бегаем по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга.
Воспитатель: Андрей, на какой сигнал мы останавливаемся?
Дети: Когда музыка останавливается, мы тоже должны остановиться.
Воспитатель: Кирилл, по сколько человек должно быть в каждой команде?
Дети: Какая цифра на карточке, которую вы подняли, столько же человек должно быть в каждой команде.
Воспитатель: А как мы будем подсчитывать, кто сколько раз побеждал?
Дети: Можно отмечать на доске, еще можно, каждому победившему давать фишку за победу.
Воспитатель: Мне понравилось предложение Андрея, только фишки вы будете складывать в свои копилки, а потом в конце игры мы подсчитаем, и узнаем, кто у нас победил.
Воспитатель: Лена, кто получает фишку?
Дети: Фишку получает тот, кто первый выполнит задание.
Молодцы, ребята, правила вы все помните хорошо. Начинаем.
Давайте скажем хором, 1,2,3 беги.
(Воспитатель включает музыку на 40 сек. Дети в это время бегут по залу легко на носочках. Затем воспитатель останавливает музыку и поднимает карточку с цифрой 5. Дети видят цифру, и собираются в команды, сосчитывая, сколько человек должно быть в команде.)
Воспитатель: Молодцы, все построились, сколько человек в твоей команде, Ира и почему?
Дети: В моей команде 5 человек, потому что вы подняли карточку с цифрой 5.
Воспитатель: А в твоей команде, Алена? И почему?
Дети: В моей команде тоже 5 человек, потому что вы подняли карточку с цифрой 5.
Воспитатель: Чья команда собралась первой и, значит, победила?
Дети: Ирина команда победила, потому что они первые собрались 5 человек.
Воспитатель: Все согласны, а у кого другое мнение?
Воспитатель: Значит, дети этой команды получают фишки в свою копилку.
Воспитатель победившим детям раздает фишки, а они складывают их в свои копилки.
В конце игры каждый ребенок подсчитывает фишки в своей копилке.
Воспитатель: Ребята, кто набрал 7,8,9 фишек занимают 1 место. (Награждаем)
Ребята, кто набрал 4, 5,6 фишек занимают 2 место. (Награждаем)
Ребята, кто набрал 1,2, 3 фишки занимают 3 место. (Награждаем)
Ребята, что вам больше всего понравилось в этой игре?
Дети: Бегать и считать, получать фишки и медали, мы позаботились о своем
Упражнения на восстановление дыхания «Дыши, считай»
Воспитатель: Примите исходное положение. Закройте правую ноздрю и сделайте 3 коротких вдоха, а теперь 1 длинный выдох.
А теперь левую ноздрю и сделайте 3 коротких вдоха, а теперь 1 длинный выдох. Повторите 5 раз.
Используемая литература: «Чего на свете не бывает» под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М. Просвещение 1991.
Подвижная игра с дидактической направленностью
«Веселый счет» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание.
1. Упражнять детей в отбивании мяча об пол и ловля его двумя руками. Упражнять в ходьбе: в рассыпную, на носочках, в умении кружиться на одном месте, сохраняя равновесие.
2. Продолжать развивать слуховое восприятие: менять вид движения по словесному указанию воспитателя.
3. Закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10, об основных цветах, уметь соотносить цифру и количество движений, закрепить понятие «четное – нечетное» число, соотносить число с его изображением (цифрой).
4. Воспитывать самостоятельность при организации подвижных игр, способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.
Предварительная работа.
1. На занятии освоить цифры первого десятка, знакомить с названиями цветов, теплыми - холодными оттенками, четными – нечетными числами.
2. Разучить игры на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия
3. Разучить речевки, физминутки.
4. Научить соотносить количество движений с цифровым обозначением.
Материал.
1. Числовые карточки с цифрами от 1 до 10.
2. Числовые карточки с точками.
3. Мячи по количеству детей.
4. Цифры разноцветные из самоклеющейся бумаги.
5. Бубен, карандаш.
Правила игры.
1. Действовать по сигналу «1, 2, 3 – карточку бери»
«1, 2, 3 – отбивать начни».
2. Ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию, кружиться на месте, сохраняя равновесие.
3. Фишку получает тот, кто первый выполнит правильно задание.
Вариативность.
1. В зависимости от задач физического развития менять движения:
• изменять виды ходьбы: с высоким подниманием бедра, на носочках, парами, по массажной дорожке;
• отбивать мяч одной рукой, с хлопком в ладоши, с поворотом, от стены, с отскоком от пола.
2. В зависимости от дидактической задачи используем
• названия цветов,
• теплые холодные оттенки,
• четные – нечетные числа,
• числовые карточки с точками.
3. Каждому ребенку дается отдельное задание
• карточка с цифрой,
• счет на слух,
• на ладошке (спине) пишем цифру, ребенок должен отгадать ее.
Ход игры.
Воспитатель произносит закличку на игру (природный настрой):
1,2,3,4,5,
Мячик нас зовет играть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый счет». Давайте напомним правила игры. Ира, как мы двигаемся?
Дети: Когда бубен звучит медленно, мы ходим по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга. А когда бубен звучит быстро, мы кружимся.
Воспитатель: Алеша, на какой сигнал мы останавливаемся?
Дети: «1, 2, 3 – карточку бери»
Воспитатель: сколько раз вы будете отбивать мячик?
Дети: Какая цифра на карточке, надо такую же найти на полу, встать на нее и столько же раз отбить мяч.
Воспитатель: А как мы будем подсчитывать, кто сколько раз побеждал?
Дети: Можно каждому победившему давать фишку за победу.
Воспитатель: Мне понравилось предложение Андрея, а фишки вы будете складывать в свои копилки, а потом в конце игры мы подсчитаем, и узнаем, кто у нас победил.
Воспитатель: Лена, кто получает фишку?
Дети: Фишку получает тот, кто первый выполнит задание.
Молодцы, ребята, правила вы все помните хорошо. Начинаем.
Давайте скажем хором, 1,2,3 начни.
(Воспитатель отбивает медленный ритм в бубен. Дети в это время идут по залу легко на носочках. Затем воспитатель быстрее играет в бубен, дети начинают кружиться. Воспитатель произносит: «1, 2, 3 – карточку бери», дети берут карточки, мячи, находят свою цифру на полу и по сигналу «1, 2, 3 – отбивать начни», начинают отбивать мяч от пола столько раз, какая цифра на карточке и на полу.)
Воспитатель: Молодцы, Все выполнили задание. Сколько раз отбила мячик Алена и почему?
Дети: 5 раз, потому что у меня была карточка с цифрой 5.
Воспитатель: Андрей, ты на какой цифре отбивал мяч?
Дети: на цифре 3 я 3 раза отбил и поймал мяч.
(Дети, кто правильно выполнил задание, не уронил мяч, получают фишки.)
В конце игры дети подсчитывают набранные фишки и определяют победителей.
Упражнения на восстановление дыхания «ЛАДОШКИ»
Воспитатель: Исходное положение: поза экстрасенса.
Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
Используемая литература: «Игры с правилами в детском саду» под ред. А. И. Сорокиной. М. : Просвещение.
Подвижная игра с дидактической направленностью
«Считай и догоняй» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание.
1. Упражнять детей в беге с увертливостью, в умении сохранять дистанцию во время бега, действовать по сигналу, продолжать развивать слуховое восприятие: упражнять в умении менять вид движения.
2. Закрепить числа первого десятка, геометрические фигуры, названия цветов, теплые холодные оттенки, четные – нечетные числа, закрепить знания состава чисел первого десятка, дни недели, названия месяцев.
3. Воспитывать дружеские отношения в игре, умение оказывать взаимопомощь.
4. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.
Предварительная работа.
1. На занятии освоить числа первого десятка, знакомить с геометрическими фигурами, названиями цветов, теплыми - холодными оттенками, четными – нечетными числами, знать состав чисел первого десятка.
2. Разучить д\и «Рассеянный художник», д\и «Почини одеяло», д\и «Торопись, да не ошибись», д\и «Неделя, стройся!»
3. Разучить речевки, физминутки, загадки, считалки.
Правила игры.
1. Бегать по всей площадке, в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
2. Действовать по сигналу: Вова, Вова, не зевай, а ловить нас начинай. (используется имя ловишки)
3. Ловишка ловит детей, дотрагиваясь рукой.
4. Ловишка не пятнает того, кто вовремя себя назвал.
5. Побеждают те дети, которых ловишка не смог поймать.
Вариативность.
1. В зависимости от задач физического развития менять движения: изменять виды бега: с высоким подниманием бедра, парами, по массажной дорожке.
2. В зависимости от дидактической задачи используем
• геометрические фигуры,
• названия цветов,
• теплые холодные оттенки,
• четные – нечетные числа,
• состава чисел первого десятка,
• дни недели,
• названия месяцев.
3. Увеличить количество ловишек, площадь для бега.
Ход игры.
Воспитатель произносит закличку на игру (природный настрой):
Будем бегать, и считать, и здоровье укреплять.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Считай и догоняй». Давайте напомним правила игры. Миша, как мы бегаем?
Дети: Мы бегаем по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга.
Воспитатель: Алеша, на какой сигнал мы начинаем бег?
Дети: Назвать имя ловишки, не зевай, а ловить нас начинай.
Воспитатель: Катя, кого ловишка не может пятнать?
Дети: Ловишка не пятнает того, кто вовремя себя назвал.
Воспитатель: А называть мы сегодня будем числа от 1 до 10.
Воспитатель: Победившим детям, которых ловишка не смог поймать, я буду давать фишки, которые они будут складывать в свои копилки. А в конце игры мы узнаем, кто у нас победил.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правила вы все помните хорошо. Каким способом мы выберем ловишку?
Дети: Можно стрелочкой, загадку загадать, с помощью считалочки.
Воспитатель: Кто знает загадку?
Дети: В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живет в тепле?
Дети: Белка.
Воспитатель: Андрей отгадал загадку, он ловишка.
Начинаем. Давайте скажем хором: Андрей, не зевай, а ловить нас начинай.
(Дети начинают бегать, ловишка догонять. Воспитатель во время игры дает словесные указания: «Бежим с высоким подниманием бедра» или «Бежим парами».)
Игра заканчивается, когда не пойманными остается 2-3 ребенка.
Игра повторяется снова с другим ловишкой и с другим заданием.
В конце игры каждый ребенок подсчитывает фишки в своей копилке.
Воспитатель: Давайте подсчитаем свои фишки и определим, кто у нас сегодня победил. (Дети считают).
Воспитатель: Победителей у нас сегодня 2, это Кирилл и Полина, у них больше всех фишек. Давайте им похлопаем.
Ребята, что вам больше всего понравилось в этой игре?
Упражнения на восстановление дыхания "НАСОС"
Воспитатель: Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд.
Используемая литература: Фролов В. Г., Юрко Г. П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» М. : Просвещение