Марина Устинова
Подвижные игры как средство формирование основных видов движения
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры, направленные на формирование
навыков основных видов движений.
Подвижные игры на развитие бега
«Птицы и кукушка»
Цель: совершенствование бега в прямом направлении и развитие ориентировки в пространстве.
Публикация «Подвижные игры как средство формирование основных видов движения» размещена в разделах
Ход игры : На одной стороне площадки дети чертят небольшие кружки — «гнезда птичек». Водящий — «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». На слова: «Птички полетели!» дети выбегают из «гнезд» и разбегаются в разные направления по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними.
На слова: «Птички домой!» все бегут быстро к своим «гнездам», а «кукушка» старается быстро занять какое-либо из «гнезд». Ребенок, «гнездо» которого заняли, становится «кукушкой». Повторить 4—5 раз.
«Дети и волк»
Цель: совершенствовать бег врассыпную, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры : На одной стороне площадки, перед начерченной на земле линией, стоят дети. На противоположной стороне, за деревом (столбиком, скамейкой, сидит один из них — «волк».
На слова: «Дети по лесу гуляют, ходят, бегают, играют, Комариков отгоняют» (повторить 2—3 раза) дети расходятся по площадке и бегают врассыпную. После слов: «Комариков отгоняют» подпрыгивают, хлопают в ладони над головой, как бы отгоняя комариков. На слова: «Дети, поспешите, волк за деревом—бегите» они убегают за линию, а «волк» их ловит (касается рукой). После этого назначают другого водящего. Повторить 3—4 раза.
«Лошадки и кучер»
Цель: совершенствовать бег по кругу, развивать ловкость и быстроту реакции.
Ход игры : Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке один кучер и две лошадки. Инструктор по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли лошадки выполняют все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево. На слова: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найди своего кучера!» - они как можно быстро находят своего кучера. Выигрывает тройка, которая быстрее собралась вместе. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется. Как только в тройке все игроки побыли кучерами – игра заканчивается.
«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах в прямом направлении, не расцепляя, огибать предметы, развивать ловкость, внимание.
Ход игры : Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д., по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.
Вариант усложнения: бежать с захлёстом голени, бег между предметами змейкой до ориентира.
«Ловишка, бери ленту»
Цель: Упражнять в беге с ловлей и увертыванием, развивать быстроту реакции.
Ход игры : Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
«Пятнашки»
Цель: совершенствовать бег врассыпную, ловкость и координацию движений.
В игре берут участие несколько детей. Один из них — водящий. Дети бегают по площадке, а водящий их ста-рается поймать (коснуться рукой). Тот, кого коснулись рукой, становится водящим. Продолжительность игры 3—5 мин.
«Мы — веселые ребята»
Цель: закрепить умение бегать в прямом направлении, развивать быстроту реакции.
Ход игры : Дети становятся в круг, один из них идет в середину круга, это — ловишка. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят:
«Мы, веселые ребята,
Любим бегать и играть,
А ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три—лови!»
На слово «Лови!» дети разбегаются по площадке, а ловишка их ловит. После того как будет поймано двое детей, выбирают нового ловишку. Повторить 3—4 раза.
Подвижные игры с метанием
«Горячая картошка»
Цель игры : закреплять передачу мяча по кругу, развивать быстроту реакции.
Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победителя
«Сбей грушу»
Цель игры : совершенствовать умение метать мяч в неподвижную цель, отрабатывать силу броска, развивать глазомер.
Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на линию, очерченную мелом заранее. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от линии. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»).
Правила игры : сбитым считается тот игрок- «груша», в которого попал мяч или он сам сошел с линии.
«Охота на уток»
Цель игры : совершенствовать умение метать мяч в движущуюся цель, развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер.
Ход игры : Игроки- «утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1, 5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие. Правила игры : мяч бросать в спину или ноги игрокам.
Усложнения: увеличение расстояние между «охотниками» и «утками»; добавить «препятствия» для уток.
«Вышибалы»
Цель: закреплять умение метать мяч в движущуюся цель, отрабатывать замах развивать глазомер.
Ход игры : Дети разбиваются на две равные команды. Одна команда "вышибающие", вторая – "вышибаемые". Те, кто "вышибает", делятся поровну (насколько это возможно) и встают по двум границам квадрата друг напротив друга (желательно прочертить линии мелом). "Вышибаемые" располагаются в середине игровой площадки, они могут перемещаться внутри всей площадки, но не должны забегать за её границы.
Задача "вышибающих" – попасть мячом в тех, кто стоит в середине, то есть "выбить" их из игры, задача "вышибаемых" - увернуться от мяча. Мяч кидает по очереди то одна, то другая сторона "вышибающих". "Выбитым" считается тот, в кого попали мячом, в этом случае он покидает игровую площадку. Если кто- то из "вышибаемые" поймает мяч, может вернуть одного из выбитых. Игра прекращается, когда все "вышибаемые" покинули игровую площадку. В следующей игре "вышибаемые" и "вышибающие" меняются местами. Последний оставшийся на игровой площадке игрок может постараться "выручить" свою команду – увернуться от брошенного в него мяча столько раз, сколько ему лет, плюс ещё один раз - за команду. В случае удачи - вся его команда еще на один кон остается "вышибаемой".
Усложнения: увеличение расстояния между «вышибающими", выбивать только по ногам.
Подвижные игры на развитие функции равновесия.
«Бабочки, лягушки»
Цель: отрабатывать умения выполнять движения по сигналу, не теряя равновесия.
Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.
Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.
«Сделай фигуру»
Цель: закреплять умение бегать врассыпную, по сигналу сохранять неподвижную позу, развивать координацию движения.
Ход игры : По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.
«День и ночь»
Цель игры : закреплять умение выполнять броски мяча в разных направлениях, сохранять устойчивое положение по сигналу.
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь. Игра проводится 3 – 4 мин.
«Переправа на плотах»
Цель: закреплять умение передвигаться по ограниченной поверхности сохраняя равновесие, развивать координацию движений.
Ход игры : Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу»
Подвижные игры с прыжками.
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры : Дети стоят по кругу в центре воспитатель. Он держит в руках верёвку на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга делается пауза и подсчитываются пойманные.
Правила игры.
Тех детей кого поймали выходят из игры, так пока не останутся самые ловкие.
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другие прыжки с кочки на кочку на двух или одной ноге, развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.
Ход игры : На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками. стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит, следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из - болота.
Вариант усложнения: соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».
«Не попадись»
Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах вперед (назад, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции.
Играющие располагаются вокруг шнура, выложенного на полу в форме круга. В центре круга двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и обратно из круга по мере приближения ловишек. Игрок, которого успели «запятнать», получает штрафное очко. Через 50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, игра повторяется с новыми водящими.
«Волк во рву».
Цель: совершенствовать прыжки в длину с разбега, развивать быстроту.
Поперек площадки двумя параллельными линиями чертят или выкладывают из двух скакалок (лент) «ров» шириной 80—100 см. В нем находится водящий — «волк». Остальные играющие — «козы». По сигналу взрослого «Козы в поле, волк во рву!» они бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через «ров». «Волк» старается коснуться рукой прыгающих «коз». После этого назначают другого ведущего. Повторить 4—5 раз.
«Кто дальше?»
Цель: закреплять умение прыгать в длину с места, мягко приземляясь, развивать скоростно-силовые качеств.
Две команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и т. д., пока не выполнит прыжок последний в команде.
Правила игры : побеждает команда, имеющая самый дальний суммарный прыжок.