Наталья Панферова
Консультация для педагогов «Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры»
Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность формирования двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно – волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
Формирование и развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. Рациональное использование площадки, природного окружения предоставляет воспитателю большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.
При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряженность при ходьбе и беге, четче выступает координация движений рук и ног при выполнении прыжков, лазанья.
Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе упражнений следует учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Нужно постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метанием в неподвижную цель предлагается попасть в движущуюся.
Обучение и формирование двигательных умений надо вести в несколько замедленном темпе, если позволяет структура упражнения (кроме прыжков и метаний) это дает возможность проследить за ошибками, своевременно устранить их.
Для прочного закрепления необходимо повторять, постепенно усложняя. Недостаточно усвоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры эстафеты.
Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приемы выполнения. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы.
В некоторых случаях в процессе обучения необходима непосредственная помощь воспитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка, для получения им правильных мышечно – двигательных ощущений. Педагог, например, помогает ребенку принять требуемое положение при лазанье, поправляет положение руки при замахе. Однако, такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней и действовал самостоятельно.
При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.
Обучая детей основным движениям нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, что бы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость. Могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В тоже время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.
Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показать с учетом возраста детей, подобрать соответствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила.