Надежда Панова
Подвижные игры для малышей
Подвижные игры для малышей
Медведь и дети (1 год 6 месяцев - 2 года)
Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрос-лого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.
Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:
Мишка по лесу гулял, долго, долго он искал,
Мишка деточек искал, сел на травку, задремал.
Публикация «Подвижные игры для малышей» размещена в разделах
Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противо-положном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:
Стали деточки плясать, мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать. Наших деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.
Поезд (1 год 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.
Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый - паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».
Варианты игры (2 года 6 месяцев - 3 года)
1. Роль паровоза выполняет ребенок.
2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т. п.
3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз далеко-далеко.
Ребят он повез далеко-далеко.
Но вот остановка, кто хочет слезать?
Вставайте, ребята, пойдемте гулять!
После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.
Вороны (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.
Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой, скачут весело вороны, кар-кар-кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями, произнося «Кар-кар-кар!».)
Целый день они кричали, спать ребяткам не давали, кар-кар-кар! (Продолжают бегать.)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают, кар-кар-кар! (Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)
Куры и кошка (I год 8 месяцев - 3 года)
Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и дей-ствовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки ис полняет помощник воспита-теля. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:
Выходите, курочки, собирайте крошки,
жучков, паучков на зеленой дорожке.
Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:
Куры крыльями махали: куры клювиком стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя) :
Выйду, выйду на дорожку, там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу!
Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.
Задачи. Совершенствовать умение подлезать под веревку, натянутую на высоте 30-35 см от пола. Куры должны подлезать под нее. 2. Задачи. Совершенствовать умение влезать на предмет высотой 10-15 см (кубы) и слезать с него. Куры, убегая от кошки, взбираются на кубы, ящики.
Уточки и собачка (1 год 8 месяцев - 3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радо-сти от совместных действий со взрослым и сверстниками.
Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству игра-ющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.
Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:
Рано-рано утречком, вышла мама-уточка, поучить утят.
Уж она их учит, учит! Вы плывите, ути - деточки, плавно в ряд. (А. Барто)
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями, хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря». Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребе нок старшей группы).
Утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай!
Утки наши белые, без того не смелые. (И. Токмакова)
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За тем утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй. Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)
Воронята (2-3 года)
Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в со-ответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.
Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (кру-ги, нарисованные на полу по количеству воронят, в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез-дышки, а взрослый читает стихи:
Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре, будут каркать во дворе.
В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия сло-вами:
Полетели, полетели, воронята полетели,
Кар-кар, кар-кар!
Вышла Таня на дорожку, клювами стучали.
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали, все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-туй,
Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»
Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!». Собачка догоняет воронят, а во-ронята улетают в свои гнездышки.
Я люблю свою лошадку (2-3 года)
Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо вать по сигналу; разви-вать воображение, подражание.
Содержание игры. Дети имитируют наездников.
На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик.» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости.» скачут галопом (если еще не умеют, то - как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрос-лый поощряет их.
Солнечные зайчики (2-3 года)
Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одно-временно произносит текст стихотворения А. Бродского:
Скачут побегайчики - солнечные зайчики,
прыг, прыг по углам, были там - и нет их там.
Мы зовем их - не идут. Были тут - и нет их тут.
Где же зайчики? Ушли. Мы нигде их не нашли.
В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет зайчиков в разные стороны ком-наты.
Птички (2-3 года)
Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных пра-вил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.
Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них.
По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку.
По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.
Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети за-помнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.
Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.
Содержание игры. Взрослый читает стихи:
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой! (С. Маршак)
Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».
Зайчик в домике (2-3 года)
Задачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать дей-ствовать по сигналу.
Содержание игры. Обручи лежат на полу - это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра про-должается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хва-лит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»
Птички в гнездышках (2-3 года)
Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.
Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5-10 см, расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки.
По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!»- раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.
Гуси (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к под-ражанию; получать удовольствие от совместных действий.
Содержание игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в дру-гом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите? Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне! Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш». Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.
Пчелки (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в про-странстве, подражать пчелкам.
Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела го-ворит:
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!
Пчелки летят в определенный угол комнаты - улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:
Этот улей - домик наш, уходи, медведь, от нас, ж-ж-ж-ж!
Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять выле-тают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.
Кот Васька (2-3 года)
Задачи. Повысить двигательную активность; способствовать возникновению положитель-ных эмоций от совместных действий.
Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изобра-жает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на но-сочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).
Взрослый и дети поют или говорят:
Ходит Васька беленький, а бежит стрелой,
Хвост у Васьки серенький, а бежит стрелой.
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:
Глазки закрываются, спит иль притворяется?
зубы у кота - острая игла.
Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:
Только мышки заскребут, серый Васька - тут как тут. Всех поймает он!
Кот догоняет мышек, а они убегают от него.
Догони мяч (2 года 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ре-бенка; поощрять самостоятельность.
Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.
У медведя во бору (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; по-ощрять самостоятельные действий детой.
Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведи вначале может выполнять взрос-лый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль мед-ведя выбрать ребенка.
На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспита-тель читает стихотворение: У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь сидит и на нас рычит. Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.
Лиса и цыплята (3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.
Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бе-гают, машут крылышками, клюют зернышки. Взрослый говорит, а дети выполняют дей-ствия:
Впереди из-за куста, смотрит хитрая лиса. (Цыплята настораживаются.)
Мы лису обхитрим, тихо-тихо убежим. (Цыплята бегут на носочках за обозначенную чер-ту.). Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».
Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, под-лезать под веревку, сетку и т. п. Иногда дети возбуждаются после проведения подвижных игр с бегом, прыжками. В этом случае целесообразно провести игру малой подвижности, которая успокоит детей, расслабит, приведет их организм в норму.
Птички и автомобили (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодей-ствию со сверстниками.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.
Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, ма-шут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.
Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.
Зайка беленький (2-3 года)
Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интересу движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.
Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей, флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.
Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый про-износит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:
1. Зайка беленький сидит, он ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит. (Дети присаживаются на корточки свободном по-строении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)
2. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть. (На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)
3. Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.
(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)
4. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг. и убежал. (взрослый хлопает в ладоши, зайки бегут в свои домики). Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.