Елена Зудина
Подвижная игра как средство развития быстроты у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Зудина. Е. А, воспитатель
МБДОУ детский сад № 25Павловского района
Павлово
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Подвижная игра как средство развития быстроты у детей младших дошкольников»
Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки, играть с различными мячами, со скакалкой, обручем. В младшем дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.
Темочки:
Одной из возможностей для ребенка удовлетворить свою потребность в движении являются подвижные игры с правилами. Для подвижной игры характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Так же подвижную игру можно охарактеризовать как, набор упражнений, заданий, с помощью которых дети непринужденно, сами того не подозревая, развивают свои физические возможности (быстроту, ловкость, чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений, т. е. развитие координационных способностей).
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Координационные способности влияют на умение ребёнка наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Так же происходит развитие мыслительной деятельности, социализации ребенка, происходит влияние на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств.
Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Подвижные игры детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью воспитания детей. Игра может погрузить ребёнка в мир воображения и фантазий.
Именно дети младшего дошкольного возраста более быстрее вживаются в роль, как правило, подражают всему, что они видят. Они с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Очень важно не забывать, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. В основном содержание подвижных игр для младших дошкольников направлены на развитие видов движения : бега, прыжков, лазания, развития быстроты и ловкости. В младшем дошкольном возрасте необходимо участие взрослого, чтобы правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление, что бы самостоятельно дети могли решать спорные, конфликтные ситуации. Постепенно Дети научатся самостоятельно придумывать сюжет игры, подбирать к нему движения, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. Для полноценного развития необходимо развивать быстроту движении, выполнений физических заданий и упражнений.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Мальчики двигаются больше. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Важную роль в развитии движений играет развитие быстроты и ловкости при выполнении действий в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей младшего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно подбирать подвижные игры.
При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Ловкость, не является чисто физическим качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Говоря об этом качестве, трудно определить чего в нём больше - физического или психического. Она образует, как бы, мостик к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость, нередко, повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются. Ловкость можно и нужно развивать.
Средствами развития ловкости являются : физические упражнения в основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. Подбирать подвижные игры рекомендуется согласно возрасту и вводятся постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, а лучше всего для решения этих задач подходит подвижная игра.
Список литературы:
1. Пензулаева, Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л. И. Пензулаева; сост. Г. М. Лямина. — М. : Педагогика, 1984. – 190 с.
2. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей : кн. для учителя / Р. М. Миронова. — Минск: Нарасвета, 1989. — 176 с.
3. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. — 2007. — №4. — С. 10-14.